Толкование Афоризмов из «Нахдж-ал-Балага» (2)

2-Повелитель верующих (ДБМ) сказал: «Душу свою, обесценит проникшийся жадностью. Довольствуется унижением открывающий (окружающим) свои трудности. Унижена душа, над которой язык повелителем наставлен».

Толкование:В этом высказывании имам обращает наше внимание на три качества и напоминает об опасности исходящей от них. Зачем Бог дал человеку вожделения? Ведь Он, является творцом всего значит все что у нас есть от Него. Если бы не было этих инстинктов, у человека пропало бы желание жить, однако это не означает что надо идти на поводу у своих плотских желаний. Любые, даже обычные желания имеют свои разумные пределы, перейдя за которые человек деморализуется. Имам предостерегает от перехода за эту грань. Инстинкт самосохранения заставляет человека добывать материальные средства и это нормально. Но если жадность алчность толкает людей на путь воровства, мошенничества, коррупции, грабежа. Это и есть переход за черту дозволенного. Имам говорит о том, что человек ставший на этот путь обесценил свою душу. Душа человека обладает огромной потенциальной возможностью дойти до вершины, которая называется «Халифатуллах» (заместитель и наместник Бога на земле). Эту возможность Аллах не дал ни одному творению. А теперь представьте себе, такую прекрасную душу человек заставляет делать низости. Это все равно, что питаться обертками, выбрасывая конфеты. Так умалить достоинства души равносильно предательству по отношению к ней. Это Божественное зерно в человеке и если не дать ему взрасти, то это уже предательство по отношению к Творцу.Пройдя обратный путь от любого преступления, мы придём к жадности и алчности. Тот кто сдал город своей души под натиском армии плоти, кто пресмыкается перед деньгами и приходит в восторг от богатства, кто сделал своим божеством кресло, по сути плюнул в свою душу и оскорбил её.Ничего в этом мире, не сравнится с красотой человеческой души. А по сему продать её за бесценок проходящему мимо скупщику старья, что бы он дал нам взамен тряпичную куклу, в высшей степени не разумно. Ни один здравомыслящий человек не сделает этого. Если мы верим в Бога то должны знать что Он обещал нам вечные наслаждения и Ему абсолютно не трудно дать нам то что обещал. Торговля с Богом самая выгодная Он говорит: «Оставь преходящее, я дам тебе вечное». Но оставить следует не ради вечных наслаждений а ради Самого Бога ибо Он больше всех достоин любви.«Довольствуется унижением открывающий (окружающим) свои трудности».Второе качество, от которого предостерегает Имам Али (ДБМ) это раскрытие собственных тайн. Человеческая жизнь полна проблем и неприятностей. С самых первых дней своего рождения и до самой могилы жизненные неурядицы сопутствуют нам.В одном из своих преданий Имам Саджад (ДБМ) предупреждает своих учеников: «Я не хочу, чтобы вы искали несотворённого Богом» ученики спросили: «что это, чего Бог не сотворил, но люди желают этого?» Имам ответил: «легкой жизни».Но вот надо ли, открывать каждому свою душу? Если да, то кому если нет, то почему? Надо ли говорить о своих проблемах и болях всем, чтобы как говориться облегчить душу. Имам говорит что нет. И более того он считает это унижением!В разных ситуациях люди ведут себя по разному. По этому если мы не знаем как поведёт себя человек узнав о наших проблемах, сможет ли решить их, а решив не попрекнёт ли потом, лучше не говорить ему ни чего.И как сказал поэт:Ты лучше голодай,Чем что попало есть.И лучше будь один,Чем вместе с кем попало.О рассказывающем всем, о своих проблемах, складывается впечатление как о слабом и беспомощном. Человек закаляется и набирается опыта в трудностях. Ведь это и есть испытание Господнее. По тому, как человек относится к ним, ропщет ли на судьбу, жалуется всем без разбора или стойко выносит все тяготы жизни, уповая только на Аллаха, можно судить об уровне веры человека. Чем выше этот уровень, тем больше моральной и духовной выносливости у человека. В старину говорили «Знай, перед кем расстилаешь скатерть своего сердца». Некоторые по десять раз могут рассказывать о своих проблемах, разным совершенно беспомощным что-либо сделать людям и ни один раз не поднимут руку к небу, чтобы попросить того, кто действительно может помочь. Не это ли самоунижение, просить слепого показать дорогу.Конечно, надо сказать, обычным людям трудно сдержать свои чувства и не раскрыться перед кем – то. Тяжесть этой ноши знакома всем. А по сему, если уж и перекладывать её, то лучше на сильного, кто сможет выслушать в любом месте, в любое время кто ни когда не скажет «я занят». Кто это как не Аллах Всевышний который сказал «сделаете ко мне один шаг и я сделаю к вам десять».В хадисах сказано так же, что «жалоба правоверному как жалоба Аллаху» потому как стойкий в вере человек обязательно помолится за того, от кого он слышал жалобу и не раскроет её ни кому.В хадисе кудси[1] Аллах Всевышний говорит: «Если хочешь найти меня, я в разбитых сердцах», когда сгущаются тучи в небе твоей жизни, нужно просто обратиться к тому, кто у тебя в сердце.Сказанное не относится к жалобе на тиранов и угнетателей. Ислам рекомендует, как можно больше обличать тиранов и угнетателей, попирающих права людей.Третье качество от которого надо оберегаться по мнению Имама Али (ДБМ) это не контролируемая речь. «Молчание золото» так гласит одна из известных пословиц. Но всякое ли молчание золото?Самое опасное в речи это её неуместность. Во время сказанное слово не всегда уместно. Поэтому важно учитывать в произнесении речи или слова и время и место. Иногда слово, совет, замечание и т.д. сказано во время, но не там где надо. Например, следовало бы отойти и сделать замечание своему другу наедине, а не при людях. Если вы дадите совет старшему по возрасту, и по рангу а он пожелает прислушаться к вашему совету, ему будет легче принять его в отсутствии других.Чтобы соблюдать все эти правила контроля, человеку необходимо быть внимательным и держать крепко узды своего языка.Случается, человек скажет что-то уместно, но поздно. Этот недостаток есть у многих. Происходит это от излишней осторожности, когда боятся сказать что-то не так.У Пророка (ДБАР) есть высказывание: «Язык ранит больнее меча». Постулируя этот хадис, мы можем с уверенностью утверждать, что осторожность с предметом опасным, чем меч ни когда не может быть лишней. Однако есть моменты – исключения, когда в нужном месте в нужный момент надо, как говорится, «сказать что ножом полоснуть», как это было после Карбалы когда Зайнаб бинту Али (ДБМ) сестра Хусейна ибн Али (ДБМ) буквально изрубила Язида своей речью известной в истории как «Хутбатул-аз-Зейнаб». И сделала это в самый подходящий момент при всех в Шаме (Сирия) в тогдашней резиденции врагов Ахлул-Байта, когда горе было свежо в памяти людей. Саму Зейнаб (ДБМ), всех женщин и детей Ахлул-Байта привели пленных в цепях из Карбалы в Сирию. Эта речь в цепях, пленной внучки Пророка (ДБАР) дочери Али и Фатимы (ДБМ) произвела бурю в сердцах людей, после чего последовало восстание Мухтара который отомстил за смерть Хусейна (ДБМ).

ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ