Али устами Али (а)

Человеческое сообщество похоже на волнующийся океан, а его волнами являются выдающиеся непревзойденные личности, которые бурлят и продвигаются вперед, своим движением распространяя дух жизни до самых отдаленных берегов.

Великий повелитель исламского мира Али (а) представляет собой одну из таких уникальных личностей, бесподобный эталон совершенного человека в людском океане.Видели ли вы когда-нибудь порой как капля воды, падая на поверхность водного пространства, образует круги, которые расширяются по мере отдаления от точки падения, так что практически вся поверхность испытывает воздействие одной капли.Али (а) в силу своей веры, искренности, благочестия, знаний, щедрости, храбрости, милости, справедливости и других гуманных ценностей породил в человеческом обществе волны, которые даже после его смерти сохраняют свою силу и влияние. Волна его личности распространялась в ногу со временем, становясь все шире и универсальнее, за что его хвалят не только сторонники, но и противники. Для того, чтобы ознакомить Вас с некоторыми аспектами личности этого великого имама, мы решили представить этот божий свет его собственными устами.Великий повелитель мусульман, представляясь, вначале говорит о своей весьма близкой и приятной связи с божьим Пророком (с): «Вы знаете о моих родственных связях и моем особом положении в глазах божьего Пророка… Я все время был рядом с Пророком, подобно ребенку, который все время находится рядом с матерью. Пророк каждый день открывал мне все новые добродетели и приказывал мне следовать его указаниям. Пророк несколько месяцев в год проводил в пещере Хара. Его видел только я и никто другой.В те дни, когда ни в одном доме никто не верил в ислам, за исключением в доме божьего Пророка, где жила и Хадиджа, я оказался третьим лицом, принявшим ислам. Когда Пророк получал божье откровение, я слышал стон Сатаны. Однажды я спросил: «О, божий Пророк! Чей это стон?» он ответил: «Это Сатана, который разочаровался в поклонении людей ему».А Пророк спросил у меня: «О, Али! Ты слышишь то, что слышу я и видишь то, что вижу я. Ты видишь с той разницей, что ты не пророк, но ты мой визирь, который все время делает добро». (Путь красноречия, проповедь 192-я).Все достоинства и величие Али (а) имеют корни в его нескончаемых божьих знаниях. Его светлость представляет собой сокровищницу добродетелей и знаний, которые он получил у божьего Пророка (с). Его светлость Мухаммад (с) говорит: «Я город науки, а Али – его ворота».Али (а) говорит: «Я похож на гору, по которой стекает поток знаний, так что даже высоколетающие птицы не могут добраться до моей вершины». (Путь красноречия, проповедь 3-я)Однажды он заявил своему соратнику Кумейлу Ибн-Зияду: «Знай, что в этой груди сокрыты большие знания. Как я желаю того, чтобы нашлись люди, которые постараются усваивать эту науку и философию». Далее он предупреждает людей, преклонивших голову перед мирскими благами: «Узнайте от меня ответы на свои вопросы, пока я есть среди вас, поскольку я знаю небесные дороги лучше, чем земные».Али сочетал смелость и стремление к мученической гибели с нравственной смелостью. По этой же причине его признают человеком, вобравшим в себя противоположные свойства. Он говорит: «Когда я вышел на поле сражения, мне было 20 лет. Клянусь своей жизнью, что я ни на минуту не колеблюсь в борьбе против тех, кто идет по пути заблуждения. Знайте, что я никогда не уступаю слабости и вялости и никогда не ощущаю страха. Клянусь Аллахом уничтожать зло и изнутри его освободить истину». (Путь красноречия, проповедь 104-я)Во время битвы Хандак один из богатырей вражеского войска по имени Амр Ибн Абдувад бросил вызов войску Пророка. Никто, кроме Али (а) не осмелился выйти на поединок с ним. Его светлость одолел Амра, повергнув его на землю, но не стал наносить смертельного удара. Через несколько минут он опять подошел к врагу и нанес ему окончательный удар. Когда Пророк (с) спросил у него причину, Али (а) ответил: «Он обругал меня и плюнул мне в лицо. Я боялся зарубить его из-за своего личного гнева. Оставил его на несколько минут, чтобы убить его в угоду Аллаху».Али (а) является великим лидером исламского мира, но, обладая непоколебимой верой и великим смирением, он называет себя ничтожным божьим рабом, который считает себя обязанным установить истину и правдивость. Занимаясь богослужением, он утопает в божьем величии и красоте, вплоть до того, что его соратники вытащили вражескую стрелу из раны на его ноге во время намаза, чтобы он не ощутил боли. Когда он говорит о благочестии и отдалении от мирских благ, слушатель забывает, что говорящий считается общительным человеком и все подчиняются его приказам. Словно этот благочестивый человек уединился дома или в каком-то отдаленном уголке на горе и неимоверно далек от общества, в то время как Али (а), находясь на поле сражения, сражается с противником ради восстановления прав других. От его меча пали многие воины противника. Он говорит: «…Знайте, что у каждого приверженца есть лидер, под сенью знаний которого вы должны освещать свой путь. Ваш лидер (Али) довольствуется из мирских благ простой одеждой и куском хлеба из ячменя. Хотя вы не можете так жить, но можете помогать мне своим благочестием, усердием, целомудрием и праведностью. О, люди! Клянусь Аллахом, что я не заставляю вас подчиняться, разве что вы сами захотите этого. Я не удерживаю вас от того или иного греха, разве что я сам не совершил его до вас.» (Путь красноречия, проповедь 175-я)Его светлость пишет в своем письме губернатору Басры Усман Ибну Ханифу: «Мне сообщили, что группа молодых людей в Басре пригласила тебя в гости, и ты принял приглашение, что они угощали тебя разными вкусными блюдами и произносили торжественные тосты. Я никогда не предполагал, что ты когда-нибудь побываешь в гостях у тех, кто не пускает к себе бедных и приглашает только богатых».Али (а) как божий лидер понижает власть и руководство до уровня мирской должности, которая как цель жизни удовлетворяет амбициозные тенденции человека. Одновременно, он считает священной ту власть, которая в полном смысле слова используется как средство восстановления справедливости и восстановления прав человека и служения обществу. Он старается охранять эту священную власть от приспособленцев. Свое руководство он основывает на уважении людей и востребовании прав угнетенного от угнетателя. Он говорит: «Разве я могу довольствоваться только ролью повелителя правоверных, но ничего не делать для своего народа и не помочь ему вырваться из бед и нищеты?»Признав взаимные права, имам Али (а), говорит: «Главные взаимные права — это права народа перед властью и власти перед народом… Народ никогда не увидит достойного, разве что у него будет достойное государство, а достойное государство не может существовать, разве что обладая твердым и стойким народом. В обществе, в котором народ привержен к государству, а государство соблюдает права народа, восторжествует истина и будет гарантирована сохранность религиозных основ».Его светлость Али подобно путеводному факелу наставляет человечество на пути к истине и правдивости. В этой связи имам говорит о том, что он выступает на стороне истины и клянется единственным Аллахом, что он идет на верном пути, а его противники в заблуждении. Он говорит: «Я среди вас похож на светящийся факел, к которому каждый прибегает в темноте, чтобы использовать его свет». (Путь красноречия, проповедь 187-я)Он напоминает также: «О люди! Когда вы находились в невежестве и заблуждении, вы были наставлены нами, вам была указана высочайшая вершина человечества. Счастливое утро пришло к вам навстречу благодаря нам». (Путь красноречия, проповедь 4-я)135

ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ