Запрет Корана на употребление хамр

Господь в Коране говорит о четырёх этапах Своего отношения к вопросу об употреблении хамр[1] ― спиртных напитков.

На первом этапе Господь говорит в Коране: «От плодов пальм и виноградных лоз вы получаете хмельной напиток и добрый удел»[2].Слово сукр («хмельной») терминологически имеет несколько значений: «опьяняющее вино», «вкус еды», «состояние покоя» и т. п.[3] Но основное значение этого слова — «плотина», опьянение же обозначается словом сукр, ибо оно является плотиной на пути познания.На этом этапе указывается на правильное и дозволенное использование плодов виноградника и финиковой пальмы, а также на метод верного их использования. Это является первым этапом на пути правильного воспитания людей и предотвращения вредных привычек.На втором этапе Аллах говорит: «Они спрашивают тебя о вине и майсире. Отвечай: “И в том, и в другом есть великий грех, есть и некая польза для людей, но греха в них больше, чем пользы”»[4].Этому этапу свойственно несколько моментов[5]:1. В Священном Коране о запрещении вина говорится деликатно и мягко, образно объясняется, что употребление вина является грехом.2. Метод воспитания Корана очень интересен. Ибо при столкновении с двумя уродливыми явлениями, каковыми являются употребление вина и азартные игры, с самого начала наблюдается не жёсткий и строгий подход, а справедливое высказывание: будто в них есть и определённая польза (материальные и быстро переходящие личные выгоды, такие, как выигрыш при азартных играх или временное забвение о хлынувшем горе и жизненных невзгодах, или государственный акциз на алкогольную продукцию). Но вреда (психического, патологического и социального) от них гораздо больше[6].Следовательно, айат означает, что вино и азартные игры наносят телу и душе человека огромный вред, так как они выступают в качестве барьера на пути совершенства и добра. Такое отношение Корана к употреблению вина послужило причиной для того, чтобы мусульмане отвергли этот предосудительный обычай.На третьем этапе говорится: «О, вы, которые уверовали! Не творите молитвы, будучи пьяными, [и ждите], пока не станете понимать то, что говорите»[7].Относительно комментирования этого айата среди экзегетов существует несколько взглядов:а) в айате имеется в виду то, что мусульмане не должны приступать к совершению молитвы после употребления вина. Данное положение сопряжено с двумя полезными последствиями:Первое. Славословие Господа нуждается в трезвом уме и понимании ситуации. Если кто-либо обращается к Господу Богу в состоянии опьянения, то это будет считаться своего рода проявлением неуважения к Нему, и молитва такого человека окажется бесполезной.Второе. С учётом непродолжительного временного интервала между обязательными пятью дневными молитвами (особенно на заре ислама) практически никто не мог решиться на употребление вина. Данное положение представляло собой своего рода борьбу против употребления вина в обществе. Фактически временный запрет на употребление вина был объявлен в особые времена. И данное положение подготовило людей к полному запрету на употребление вина[8].б) некоторые шиитские и суннитские экзегеты убеждены, что под словом сукр («опьянение») в айате подразумевается сонливое состояние. Данное предположение встречается также в многочисленных преданиях[9].Но некоторые другие экзегеты не согласны с подобной трактовкой[10]. Другими словами, по выражению «пока не станете понимать то, что говорите» выясняется, что читать молитву в состоянии, когда человек не является совершенно трезвым, не позволительно[11].в) под словом сала[т] («молитва») в айате имеется в виду место для молитвы, то есть мечеть. Тогда смысл айата будет таким: «В состоянии опьянения не приближайтесь к мечети»[12].На четвёртом этапе Бог говорит: «О вы, которые уверовали! Опьяняющий напиток, майсир, [жертвоприношения] на каменных жертвенниках [и гадание] по стрелам —  скверные деяния, [внушаемые] шайтаном. Сторонитесь этого, быть может, вы преуспеете. Воистину, шайтан при помощи вина и майсира хочет посеять между вами вражду и ненависть и отвратить вас от поминания Аллаха и совершения молитвенного обряда. Устоите ли вы [перед ними]?»[13].В этом айате встречаются два интересных момента:Первый. Предписание о запрете на употребление вина было объявлено окончательно. Но данный шаг был осуществлён после трёх этапов, то есть после того, как менталитет мусульман полностью был подготовлен к нему.После ниспослания данного айата тот, у кого в руках был бокал вина, разбил его; вино из кувшинов было вылито на улицы, а общество мусульман сплочённо и покорно стало следовать велениям шариата. Данное удивительное влияние является результатом воспитательного метода Священного Корана, который был применён постепенно, в несколько этапов.Второй. В данном айате предписание о запрете на употребление вина дано не формально: перечислены вредные аспекты употребления вина и увлечения азартными играми (что представляет большой интерес в воспитательном плане). Эти вредные аспекты состоят из того, что данные занятия являются скверными деяниями и считаются внушением шайтана, который хочет посеять рознь между людьми, отвратить их от Господа и от совершения молитвы.ПредписанияВ Священном Коране и в преданиях от членов Семейства (ʻа) относительно опьяняющих веществ вынесено несколько предписаний:1. Употребление вина и любой другой опьяняющей жидкости – запретно[14].2. Вино и всё, что опьяняет человека, если оно само по себе обладает текучестью, является нечистым (наджис)[15] (Конечно, промышленный спирт в данном случае является исключением).3. Посуду, ставшую нечистой из-за вина, следует вымыть водой три раза, после чего она становится дозволенной для использования. Но было бы лучше вымыть её водой семь раз[16].4. Если кто-либо будет пить вино, и это будет доказано в судебном порядке, то его надлежит наказать восьмидесятью ударами плетью[17].Мудрые аспекты Корана и научные тайны

ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ