Мусульмане приветствуют друг друга, говоря «Ассаляму алейкум!», и отвечают на приветствие словами «Ва алейкумуссалям» или добавляя «…ва рахматуллахи ва баракятуху». Это стало обычной традицией любого мусульманина, и многие уже не придают значения его истинному смыслу. А ведь он, поистине, велик и стоит вспомнить о нём, чтобы традиция исламского приветствия вновь обрела духовную ценность.
«Салям» с арабского означает «мир», «алейкум» – «вам». Следовательно, приветственная форма «ассаляму алейкум» звучит, как «Мир вам!». Это лишь её лексическое значение, но смысловое гораздо глубже и берёт своё начало у самого Создателя – великого и преславного Аллаха Джалля Джалялуху.
Ас-Салям – одно из имён Всевышнего, выражающее Его качества Дарующего мир, благополучие, не имеющего никаких недостатков и всего того, что несовместимо с Его совершенством:
«Поистине, ас-Салям – это имя из имён Аллаха, которое Он оставил на земле. Так распространяйте же его среди вас! Если человек поприветствует людей, и они ответят на его приветствие, то у него будет достоинство перед ними, так как он напомнил им о Всевышнем. Если же они не ответят ему, то ему ответят те, кто лучше и достойнее них (ангелы)!» (Ат-Табарани, 10391).
Так, приветствие верующих носит в себе имя Господа, являясь одновременно зикром (поминанием Аллаха) и, подобно молитве, призывает на произносящих его мусульман всего прекрасного: благополучия, здоровья, безопасности, счастье, спокойствие в этом мире, а в том – Рая и Лика Аллаха Азза-ва Джалль.
«Ассаляму алейкум!» – это гарантия, обещание о безопасности их друг другу. Давая салям, они словно бы говорят: «Если ты в затруднении, голоден или в нужде, можешь не сомневаться: я тебя накормлю, помогу деньгами, постараюсь избавить тебя от твоих бед. Если ты дашь мне что-либо на хранение, я сохраню это для тебя, я не буду сплетничать за твоей спиной, не задену твои честь и имущества – тебе нет от меня никакого вреда! Только мир и безопасность!»
Поэтому Посланник Аллаха ﷺ наставлял верующих: «Клянусь Тем, в чьей длани моя душа, вы не войдете в рай, пока не уверуете, и не уверуете, пока не возлюбите друг друга. Не указать ли вам на нечто, что заставит вас полюбить друг друга? Приветствуйте друг друга салямом» (Муслим).
Ещё он ﷺ говорил: «Встретившись со своим братом, поприветствуйте его салямом. Если вас разделило с ним дерево, или стена, или камень, и вы встретились вновь, то снова поприветствуйте его» (Бухари).
Очевидно, что обычное приветствие сильно отличается от понятия «салям». Невозможно добиться столь искренней любви между верующими, которая является оплотом веры, ведущей в Рай, простым пожеланием мира.
Но когда это обретает полный духовный смысл, олицетворяющий божественное благополучие, единство сердец в этом стремлении и гарантию безопасности, – только тогда это имеет особую силу! А в отношение тех, кто не гарантирует такой безопасности своему брату по вере, пророк ﷺ повелевал: «Не отвечайте тому, кто начал разговор прежде, чем дал салям!» (Абу Ну’айм, «аль-Хилья»).
Мусульмане одинаково дают салям, как при встрече, так и при расставании. Если при встрече он имеет смысл гарантии и пожелания безопасности Всевышнего – ас-Салям, то при прощании звучит, как закрепление этого: «Мир тебе, когда ты пришёл и мир даже когда уходишь! Ничего не меняется между нами после расставания – будь уверен в том!».
О саляме в Коране
Чтобы лучше понять, о какой безопасности идёт речь и насколько она ценна для человека, необходимо обратиться к Священному Корану. Например, в 69-ом аяте суры «аль-Анбия» Всевышний говорит:
«Мы сказали: «О, огонь! Стань для Ибрахима прохладным и безопасным (саляман)!».
Когда пророка Ибрахима (а.с.) бросили в огонь, свойство которого сжигать, Аллах, Своей волей обезопасил его, заставив огонь изменить свои свойства. Так проявилось качество Господа «ас-Салям» для пророка Ибрахима.
Самое тяжёлое и страшное для человека – это его смертный час. И как важно в такой момент получить безопасность и утешение посредством этого качества Аллаха Табаракя ва Та’аля! Верующие, совершавшие благие деяния, после того, как они уверовали, в момент смерти непременно получат весть о безопасности:
«Они войдут в сады Эдема, в которых текут реки. Они получат там все, чего пожелают. Так Аллах воздает богобоязненным, которых ангелы умерщвляют праведниками. Они говорят: «Мир вам! (салямун алейкум — вы в безопасности!) Войдите в Рай благодаря тому, что вы совершали» (ан-Нахль, 31-32);
«Воистину, к тем, которые сказали: «Наш Господь – Аллах», – а потом были стойки на этом пути, нисходят (в момент смерти) ангелы! Не бойтесь и не печальтесь (ля тахафу ва ля тахзану), а возрадуйтесь Раю, который был обещан вам. Мы – ваши помощники (хранители) в мирской жизни и Последней. Вам там уготовано всё, чего пожелают ваши души! Таково угощение от Прощающего, Милосердного» (Фуссылят, 30-32).
Старайтесь же в этом мире, чтобы быть в безопасности в том. О, Аллах, даруй нам прекрасную смерть!
Из 55-58 аятов суры «Йа син» можно увидеть, что в Раю качество Всевышнего «ас-Салям» проявится для верующих в полной мере. Ведь Рай – это высший успех и место абсолютной безопасности и благополучия:
«Воистину, обитатели Рая сегодня будут заняты наслаждением. Они и их супруги будут пребывать в тени на своих тронах. Там для них все виды яств (плодов) и исполнение всего, что пожелают их души! Благополучие и всё прекрасное им от Милосердного Господа! (Салямун каулян мир-Раббир-Рахим!)». Речь обитателей Рая так же будет полна совершенства: «Они не услышат там ни празднословия, ни греховных речей, а только «Салям» – все лучшие и прекрасные слова!» (аль-Вакиа, 25-26).
Адабы саляма
Всевышний Аллах повелевает верующим трепетно и серьёзно относиться к приветствию, из чего так же можно сделать вывод о его важности:
«Когда вас приветствуют, отвечайте ещё лучшим приветствием (добавляя, например, «ва рахматуллахи ва баракятуху») или тем же самым. Воистину, Аллах подсчитывает всякую вещь!» (ан-Ниса, 86).
Потому, согласно ханафитскому мазхабу, первыми давать салям является сунной, а отвечать – ваджибом (обязательным при возможности).
Кроме того, существуют определённые адабы (этикет) приветствия, описанные в хадисах посланника Аллаха ﷺ. Вот, некоторые из них:
– «Всадник должен приветствовать пешего, пеший – сидячего, меньшинство – большинство» (Бухари, Муслим);
– «Входя в дом, приветствуйте его хозяев салямом, а выходя оттуда, прощайтесь с ними так же» (Байхаки);
– «Достаточно, если за несколько идущих вместе человек салям произнесёт кто-то один. Также достаточно, если за несколько сидящих вместе, на приветствие ответит один из них» (Абу Дауд);
– «Салям – прежде слов!» (Тирмизи, 2699);
– «Ближе всех к Аллаху те, кто первыми приветствуют других» (Абу Дауд, Ахмад);
– «Салям следует давать прежде, чем задавать вопрос! А что касается того, кто задал вопрос прежде саляма, то не отвечайте ему!» (Ибн ан-Наджар, «Сахих аль-джами’» № 3699).
Посланник Всевышнего ﷺ говорил: «Мусульманин – это тот, от чьего языка и рук находятся в безопасности (салима) другие мусульмане!» (Бухари, Муслим).
Потому распространение этого саляма в формуле приветствия с пониманием его смыслов – очень важно для верующего. Пророк ﷺ связал это с любовью между мусульманами. И, действительно, невозможно не любить того, кто становится тебе близким, обещая божественную безопасность, всевозможную поддержку, даже если он не знает тебя лично!
Нельзя утрачивать это благо, упуская возможность давать чувственный салям своим единоверцам, которых любишь только ради Аллаха. Ведь Пророк ﷺ говорил: «Одним из признаков приближения Судного Дня является то, что человек будет давать салям лишь знакомому ему человеку» (Ахмад).
Нет, верующие так не поступают. Когда взгляды мусульман встречаются или они пересекаются иначе (по телефону, в интернете и пр.) необходимо спешить полноценно приветствовать друг друга салямом. Абдуллах ибн ‘Амр передал, что некто спросил посланника Аллаха ﷺ о том, какие мусульмане лучше. Он ответил: «Которые кормят нуждающихся и приветствуют тех, с кем они знакомы, и тех, с кем они не знакомы» (Бухари, Муслим).
И наконец, салям – это право одного верующего перед другим: «Шесть вещей входят в число обязанностей мусульман по отношению друг к другу (…) Если встретишь мусульманина, приветствуй его салямом; если он пригласит тебя, ответь на его приглашение; если попросит у тебя совета, дай ему совет; если он чихнёт и воздаст Всевышнему хвалу (скажет «альхамдулиллях»), помолись за него, сказав: «Да помилует тебя Аллах!» (ярхамукяллах); если он заболеет, навести его, а если он умрёт, проводи его в последний путь» (Муслим).
Салям – великое благо, дарованное мусульманам. Не стоит же пренебрегать им или заменять его иными приветственными формулами. Он подобен мосту, соединяющему сердца верующих, вне зависимости от их расстояния (знакомы они или нет).
Что может быть лучше, чем напоминание друг другу посредством саляма об Аллахе, который обещает им счастье и благополучие в обоих мирах?
Айна Замаева