На прошедшем на минувшей неделе в Самарканде саммите «Центральная Азия — Евросоюз» президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев заявил, что с территории Афганистана продолжают исходить угрозы.
Под маской добрых дел
«К глубокому сожалению, мировое сообщество недооценивает все вызовы, исходящие с территории этой страны. Считаем необходимым активно вовлекать афганскую сторону в региональные экономические процессы, в том числе путём реализации инвестиционных и инфраструктурных проектов, восстановления социального сектора», — сказал узбекский лидер.
Он призвал вовлекать Афганистан в региональные проекты и выразил надежду на налаживание диалога международного сообщества с афганскими властями. Мирзиёев также заявил о готовности продолжить политические консультации по вопросам мирного развития Афганистана. Таким образом, вопрос мирного урегулирования в этой стране по-прежнему остается одним из главных в международных переговорных процессах.
Двадцать лет войны США в Афганистане не дали абсолютно никаких положительных результатов. А если сказать больше, то, напротив, фактически усугубили проблему терроризма, с которым американцы якобы боролись в этой стране. Более того, что не менее важно, за время пребывания американских войск в Афганистане там в сотни раз увеличились посевные площади опийного мака, соответственно, производство и транспортировка наркотиков. Хотя Белый дом официально декларировал, что помимо борьбы с терроризмом перед американской армией стоит задача уничтожения наркотрафика.
Еще в 2017 году Управление ООН по борьбе с наркотиками и преступностью опубликовало объемный доклад о состоянии борьбы с этим явлением в Афганистане. В документе были представлены данные, показывавшие, с какой интенсивностью за время американского присутствия в стране увеличиваются посевные площади опийного мака.
В 1994 году они составляли 71 тысячу гектаров. Затем, когда пришедшие к власти талибы взялись за их уничтожение, размеры площадей сократились до 8 тысяч гектаров.
Американский военный контингент вошел в Афганистан в 2001 году. И уже через год, согласно докладу, маковые плантации увеличились до 74 тысяч гектаров. Еще через пять лет их площадь уже составляла 193 тысячи гектаров. На момент публикации доклада опиумным маком были засеяны 328 тысяч гектаров афганской земли.
Из этого можно сделать вывод, что задача возглавляемой американцами натовской коалиции в Афганистане состояла вовсе не в том, о чем говорилось официально. Процветающей и демократической страна не стала. А исходящая от него наркотическая и террористическая угроза только увеличилась.
Таким образом, американская военная операция в Афганистане преподносилась как борьба с терроризмом и производством наркотиков лишь для обывателя. На самом же деле Соединенным Штатам нужен был тлеющий конфликт, оправдывавший их присутствие в стране под самым боком Центральной Азии.
Другая задача, по мнению многих экспертов, состояла именно в возможности выращивать опиумный мак и производить наркотики, используя местную дешевую рабочую силу. А также в возможности производить героин там, где абсолютно не действует никакое международное уголовное право.
Непрошенные гости
А ближе к уходу американцев из Афганистана в стране стали появляться боевики ИГ (запрещено в России). И это явно не могло произойти без посторонней помощи.
Предлагаем взглянуть на карту, чтобы понять, что самостоятельно с Ближнего Востока в Афганистан не сможет переместиться ни один вооруженный боевик. Для этого нужно пересечь территорию Ирана, что для суннитских радикальных исламистских группировок практически невозможно. Определенно для транспортировки террористов нужны серьезные ресурсы в виде морского (до Пакистана) и авиационного транспорта, которыми сами боевики не располагают.
Плюс к этому их содержание требует значительных финансовых затрат. Это и жилье, и еда, и боеприпасы с оружием, и, в конце концов, заработная плата. То есть на это работает немалый пласт экономики, включающий в себя целые промышленные отрасли. Чьей экономики? А вот это интересно. Так что, кто перевозит бородатую орду в Афганистан и для чего, догадаться несложно.
Таким образом, ИГ находится и вольготно себя чувствует на севере страны у границ центральноазиатских республики более десяти лет. И все это время растет и набирает силу. А это уже напрямую угрожает государствам постсоветского пространства. Тем более что в составе этой террористической организации и ее многочисленных производных значительное количество выходцев из стран Центральной Азии и Кавказа. И это ясно обнажает цели и задачи организации, которые перед ней ставят ее спонсоры и вдохновители.
Тем более, что по мессенджерам уже вовсю распространяются видиоролики о том, как боевики в Афганистане проводят учения у границы с Таджикистаном. При этом не скрывают, что готовятся к вторжению на его территорию. Одновременно с этим также гуляют видео о том, как головорезы захватившего власть в Сирии Аль-Джулани вырезают алавитов, христиан и друзов. При этом стоит отметить, что, во-первых, среди головорезов немало выходцев из центральноазиатских республик. А, во-вторых, за последние пару недель СМИ сообщали о нескольких фактах раскрытия спецслужбами Казахстана и Киргизии экстремистских ячеек и задержаний их членов. Какой процент таких сообществ остаются нераскрытыми, неизвестно.
Словом, поднимается новая волна джихадизма, которая уже чувствительно бьется о рубежи Таджикистана, Туркмении и Узбекистана. А ее отголоски уже начинают раздаваться внутри Казахстана и Киргизии.
Ты их в дверь, они в окно
И тут присутствует одна заслуживающая внимания деталь. Так называемые «свободные» СМИ и такие же необремененные «тоталитаризмом» политологи, задача которых восхвалять всё западное и критиковать всё, что связано с Россией, потенциальную угрозу с юга упорно пытаются представить неким информационным фейком. Спите, мол, спокойно. Угроза сильно преувеличена. Это, дескать, не более чем выдумки Кремля, нагоняющего страх с той целью, чтобы держать центральноазиатские республики ближе к себе и перекрыть им доступ «воздуха свободы».
Как только поднимается афганский вопрос, такие СМИ тут же публикуют материалы о том, что это Россия сознательно и с определенной целью пугает нас бандами головорезов, обосновавшихся в Афганистане и грозящих вторгнуться в Центральную Азию.
Сложно сказать почему, но, к примеру, власти Казахстана не обращают внимание на то, что борьба за умы казахстанцев идет уже давно и основательно. И многие официальные казахстанские СМИ, не говоря о тех, что финансируются из-за рубежа, сами того не осознавая, подхватывают запущенный западными политтехнологами тренд, принимая его за свежее дыхание мировой демократии.
И ведь ничего нового в этом нет. В годы гражданской войны на территории Советского Союза та же Британия всеми силами поддерживала и оснащала всем необходимым басмаческие банды в Средней Азии. И в присущем себе стиле воевала чужими руками с СССР. И вот сегодня, когда уже видно, что украинский ресурс себя исчерпал, Лондон старается подобраться к России с другой стороны. А то, что при этом будут гибнуть миллионы жителей стран Центральной Азии, как сегодня гибнут украинцы, англосаксов ни разу не волнует. По их понятиям, это просто сопутствующие жертвы.