На юго‑западе Китая, в глубине гор провинции Сычуань, скрыты старые секретные объекты — их построили ещё при Мао Цзэдуне 60 лет назад. Тогда, в разгар холодной войны, Китай опасался ударов США, поэтому спрятал свои ядерные лаборатории и заводы подальше от границ — это называлось проектом «Третий фронт».
Теперь, в 2026 году, информационное агентство «The New York Times» опубликовало расследование со свежими спутниковыми снимками. На них видно: Китай активно расширяет и модернизирует эти старые объекты в двух долинах — Цзытун и Пинтонг.
Что именно происходит?
- В Цзытуне появились новые бункеры, укрепления и огромный комплекс с сотнями трубопроводов. Эксперты считают, что здесь могут испытывать взрывчатку — специальные химические заряды, которые нужны, чтобы запустить ядерный взрыв (они сжимают материал внутри боеголовки).
- В Пинтонге — двойной забор, отремонтированное главное здание и очень высокая вентиляционная башня (около 110 метров). А также новые системы отвода тепла. По мнению специалистов (включая американских аналитиков), именно здесь производят плутониевые сердечники — это сердце ядерной боеголовки, начинённое плутонием, которое и вызывает цепную реакцию и взрыв.

Работы ускорились примерно с 2019 года, а в последние годы идут особенно активно. Это часть большой картины: Китай наращивает свой ядерный арсенал быстрее, чем раньше. По оценкам Пентагона, к концу 2024 года у Китая было уже больше 600 ядерных боеголовок, а к 2030-му может быть около 1000.
Пекин официально заявляет о своей политике минимального ядерного сдерживания: ядерное оружие предназначено исключительно для защиты, чтобы никто не осмелился угрожать стране. В то же время мировая обстановка меняется — истёк последний крупный договор между США и Россией по контролю над ядерными ракетами, усиливаются напряжённость и провокации вокруг Тайваня и в других регионах. Китай стремится к большей безопасности и независимости, чтобы не быть под давлением со стороны США и защищать свои суверенные интересы.