
Представитель иранского правительства Фатеме Мохаджерани заявила о пересмотре стратегии Тегерана после активации механизма «снэпбэк» и об обнаружении нового газового месторождения «Пазан».
Газохранилище было найдено в приграничной зоне провинций Фарс и Бушехр в 20 км к северу от города Джам. Разведка уже начата, определяются границы поля.
Она уточнила, что начальные оценки запасов говорят о примерно 10 трлн. кубических футов газа (283 млрд кубометров) и 200 млн. баррелей нефти, что эквивалентно около 7 тыс. дням внутреннего потребления Ирана по нынешнему уровню.
Открытие «Пазан»: значимость и перспективы

Министр нефти Ирана Мохсен Пакнежад заявил, что 10 трлн куб. футов газа — это общий объём метана. Из него при коэффициенте извлечения 70 % можно рассчитывать на около 7 трлн куб. футов коммерчески извлекаемого газа.
Он также подтвердил наличие порядка 200 млн баррелей нефти в структуре месторождения.
По данным иранских СМИ, разработка газохранилища уже прошла этап заключения контракта, а запуск добычи ожидается не позже чем через 40 месяцев.
Также отмечается, что новое хранилище метана может частично компенсировать энергетический дефицит Исламской Республики, особенно в периоды пикового спроса на газ.
Новый курс иранской политики: реакции Тегерана на «снэпбэк»
Мохаджерани также подчеркнула, что власти исчерпали дипломатические пути для того, чтобы предотвратить восстановления санкций, но были вынуждены адаптироваться к новой ситуации.
По её словам, дипломатические усилия были тщетными, а противоположная сторона – вопреки ожиданиям Тегерана – всё же восстановила ограничения «снапбэк» против Исламской Республики.
В то же время, иранские власти провели экстренные консультации, пересмотрели формат взаимодействия и приняли оперативные решения для защиты интересов государства.
Какого влияние новых месторождений на экономику и внешнюю политику ИРИ?

- Открытие месторождение «Пазан» может укрепить энергетическую безопасность Исламской Республики Иран и уменьшить нагрузку на импорт энергоносителей.
- Новый газовый резерв даст Тегерану рычаги давления в переговорах, особенно в контексте санкционных ограничений.
- При восстановлении ограничений доступ к международному финансированию, технологии и рынки может быть под угрозой, что усложнит реализацию газовых проектов.
- Введенные санкции и реакция на них могут повлиять на геополитическую ориентацию — Иран может активнее обращаться к России, Китаю и странам Азии за альтернативами поставок и технологической поддержкой.
Что представляет собой механизм «снэпбэк»?
Механизм «снэпбэк» — это юридический инструмент, заложенный в Резолюции Совета Безопасности ООН 2231 (2015), связанный с соглашением по иранской ядерной программе (СВПД).
Он позволяет восстановить ранее снятые санкции без права вето, если Исламская Республика нарушает ключевые обязательства.
28 августа 2025 года страны (Франция, Германия, Великобритания — «E3») активировали процедуру, указывая на значительные нарушения рамок соглашения.
Тегеран, со своей стороны, заявляет, что реструктуризация санкций не должна автоматически ограничивать экспорт нефти и газа — как утверждал министр нефти ИРИ, прямых запретов на продажу углеводородов механизм «снэпбэк» не налагает.
С другой стороны, страны «E3» призвали все члены ООН безотлагательно внедрять восстановленные меры ограничений.