Могила является подобием двери, ведущей человека в потусторонний мир – ахират. Также она будет для него либо одной из ям ада, либо же одним из садов Рая, в зависимости от его веры или неверия и степени грешности.
В священных хадисах посланника Аллаха ﷺ рассказывается о греховных поступках, которые становятся причиной для могильных мук. Приведём основные категории людей, совершавших такие грехи:
Лицемеры
Лицемерие является заведомым обманом, вводящим людей в заблуждение с определённой целью. Лицемеры (в исламской терминологии «мунафикун») отнесены к тем, кто наиболее достоин наказания в могиле и, кто будет пребывать на самом дне Геенны. Всевышний говорит:
«Среди бедуинов, которые живут вокруг вас, а также среди жителей Медины есть лицемеры. Они упорствуют в лицемерии, но ты (о, Мухаммад) не знаешь их. Мы же знаем и подвергнем их мучениям дважды (при жизни в этом мире и в могиле). А затем (в День Суда) они будут возвращены в великие мучения в аду!» (Ат-Тауба, 101)
Лжецы
Самур бин Джундеб (р.а.) рассказывает в очень длинном риваяте: «Однажды, после утренней молитвы, пророк Мухаммад ﷺ сказал нам: «Сегодня во сне ко мне пришли двое и позвали пойти с собой. Я пошёл с ними (…), и мы дошли до лежавшего человека. У его головы стоял другой человек, державший в руке железный крюк. Он подходил к нему с одной стороны, раздирая ему рот до самого затылка.
Потом он подходил к нему с другой стороны и проделывал всё то же самое. Не успевал он закончить с той стороной, как первая срасталась, и он возвращался и проделывал всё это снова.
Я в удивлении от увиденного воскликнул: «Пречист Господь! Что это?!» (…) Они ответили: «Этот человек лжец. Он при жизни постоянно лгал, разнося свою ложь повсюду. Отныне вплоть до дня Воскресения его будут подвергать могильным мукам таким образом».
Ростовщики
Одними из тех, кто непременно станет подвергаться могильным мукам – ростовщики. В продолжении вышеприведённого риваята от Самура бин Джундеба (р.а.) говорится: «…Мы пришли к реке, вместо воды в которой текла кровь. По ней плыл человек, а на берегу реки стоял другой человек, собравший возле себя много камней.
Когда плывший по реке приближался к берегу, то открывал рот, и тот человек клал ему в рот камень, после чего первый продолжал плавать некоторое время. Потом он снова приплывал и всё повторялось.
Я спросил: «Что же такое с этими людьми? Почему они в таком положении?» (…) Мне ответили: «Плавающий в реке человек – ростовщик, пожиравший проценты (лихву). Это его наказание в могиле вплоть до дня Воскресения».
Прелюбодеи
Прелюбодеяние (зина) – тяжкий грех, за который люди также будут нести суровое наказание уже в могиле. Об этом в продолжении хадиса: «…Мы дошли до строения, напоминающего печь. Из него время от времени доносились душераздирающие крики и вопли, которые словно бы поглощали друг друга. Но не было понятно, что там происходит.
Позже стало ясно: в том строении находилось множество нагих мужчин и женщин. Когда огонь под ними возвышался, они начинали поднимать ужасающий крик. Я спросил своих спутников: «Что с ними происходит?» Они сказали: «Те, кого ты видел там – прелюбодеи. Это их наказание в могиле вплоть до дня Воскресения!» (Бухари, 7074).
Должники
Неуплата долгов является серьёзным грехом, который становится причиной для наказаний в могиле. Долг не прощается даже мученику на пути Аллаха, поскольку он из числа прав человека: «Шахиду прощается всё, кроме долга» (Муслим).
Когда что-то остаётся между двумя рабами Аллаха, Он оставляет решение конфликта им самим. Истец может простить, а может потребовать возмещения своих прав.
От Сада бин Атваля приводится: «Мой брат скончался, оставив после себя 300 динаров и своего малолетнего сына. Я же пожелал позаботиться о нём, тратя из этих средств. Однако, посланник Аллаха ﷺ сказал: «Поистине, твоего брата удерживают в заключении по причине его долгов. Иди же и выплати за него долги!».
Я пошёл и вернул долги своего брата, потом вернулся к Пророку и сказал: «О, посланник Аллаха! Я выплатил все его долги. Осталась лишь одна женщина, утверждающая, что мой брат задолжал ей 2 динара. Но у неё нет ни свидетелей, ни других доказательств на это». Пророк же повелел: «Отдай ей то, что она требует. Поистине, женщина говорит правду!» (Ахмад, Ибн Маджа).
Не предохраняющиеся от мочи во время справления нужды и сплетники
Чистота ценится в исламе особенно. В отношение неё существует строгость и не допускается верующий к молитве, пока не очистится физически и ритуально.
Его тело, одежда, место молитвы и душа должны быть подготовлены соответствующе, искренне. И в течение дня необходимо соблюдение тех же аспектов, не допуская нахождения в осквернённом состоянии и месте.
Мудрость обязательного предохранения именно от мочи в полной мере известна лишь Всевышнему Аллаху, а от Абу Хурайры (р.а.) приводится следующее: «Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Предохраняйтесь от мочи! Поистине, многие испытывают могильные муки именно из-за этого» (Суюти).
Что же касается сплетников и тех, кто занимается порчей отношений между людьми, разнося всякие разговоры и слухи, то они также в числе самых наказуемых. Есть огромная разница между принесением вреда самому себе и между тем, чтобы портить жизнь другим рабам Аллаха Азза ва Джалля.
Господь ценит права каждого своего творения, и кто бы не попрал их, с того непременно спросит и возместит. В этом же мире Он определил границы отношений между ними, повелев их соблюдение. Но из-за своей невоспитанной сущности, тяги к грехам, некоторые люди позволяют себе преступать границы Аллаха.
Орудием сплетника является его неуёмный язык, который постоянно говорит то, что приводит к дурным последствиям и рушит многие судьбы. Конечно, он заслуживает своего наказания.
В риваяте от Ибн Аббаса (р.а.) говорится: «Пророк ﷺ, проходя между двумя могилами, остановился и сказал: «Эти двое подвергаются мучениям в своих могилах. Но не из-за великих (заметных) грехов. Один из них не предохранялся от мочи, не очищался от неё, другой же разносил слухи, влекущие раздор».
Затем он сказал принести ему ветвь пальмы, разломал её на две части и воткнул на каждую из могил. Его спросили: «О, посланник Аллаха, почему ты сделал так?». Он ответил: «Есть вероятность, что их мучения облегчатся, пока эти ветки не засохнут» (Бухари 216, Муслим 292).
Хафиз ибн Раджаб аль-Ханбали пояснил: «Некоторые учёные упомянули тайну того, почему именно моча, несущие раздор сплетни и злословие, упомянутые в этом хадисе являются причиной мучений в могиле.
Дело в том, что могила – первое из мест пребывания после смерти. В ней даётся пример того, что будет в Судный день в виде наказания и награды.
Грехи же бывают двух видов: нарушение прав Всевышнего Аллаха и нарушение прав Его рабов. Первое из прав Аллаха, за которые будет спрос в Судный день – это молитва. А из прав рабов – пролитие крови.
В барзахе (мире могилы, между смертью и Воскресением) будет спрос за предпосылки нарушения этих двух видов прав и за то, что приводит к их нарушению.
Так, предпосылка недействительности молитвы – отсутствие очищения от осквернения и скверны, а предпосылка пролития крови – сплетни, несущие раздор и попрание чести людей. Это два вида проблемного поведения, осуществлять которые проще всего, и с них начнется расчет и наказание в барзахе» («Ахуалюль-кубур», с. 89).
Помимо перечисленных категорий людей, причиной для мучений в могиле являются и множество иных грехов, исходящих из этих двух прав.
Верующим следует быть бдительными, и при допущении грехов спешить раскаяться, стараясь исправить ошибку. И нельзя забывать: если задеты чьи-либо моральные или материальные права, необходимо добиться прощения непосредственно у них.
Однако, «если человек причинил несправедливость другому и желает попросить у него прощения, но не может его найти, пусть просит за него прощения после каждого намаза и таким образом он сам будет прощён»(Маймун бин Махран, табиин, учёный мухаддис и факих).
Автор: Айна Замаева