Иран, Россия и КНР отвергли поползновения Евросоюза восстановить санкции против ИРИ

Главы МИД Ирана, Китая и России Аббас Аракчи, Сергей Лавров и Ван И официально обратились к Генеральному секретарю ООН и Совету Безопасности с письмом, отвергающим попытку Великобритании, Франции и Германии восстановить отменённые санкции против Ирана.

В нём они охарактеризовали инициативу трёх европейских стран («Евро‑три»: Великобритания, Франция, Германия) активировать механизм «snapback» (возврат ограничений) как «юридически и процедурно несостоятельный и политически разрушительный».

В тексте подчеркнуто, что это противоречит положениями Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) и резолюции 2231 СБ ООН, и было названо «злоупотреблением полномочиями Совбеза»

Призыв к Совету Безопасности и отказ от конфронтации

В своём обращении три страны призвали всех членов Совета Безопасности отклонить инициативу «Евро‑три» и вновь подтвердить приверженность принципам многосторонней дипломатии и международного права.

В письме также содержался призыв к Евро‑три отказаться от деструктивного курса, а также восстановить доверие и сотрудничество, — подчеркнув, что подобные действия подрывают единство и эффективность Совета Безопасности Организации Объединённых Наций.

В июне Иран отказался предоставить МАГАТЭ доступ к своим ядерным объектам, обвинив агентство в утечке секретных данных в пользу сионистских спецслужб.

По данным иранской разведки, международное агентство через закрытые каналы передавало Израилю конфиденциальные документы Тегерана, включая имена иранских специалистов по атомной энергии. Позже часть этих учёных стала жертвами израильских атак.

Справка ИА «Eurasia Today»: Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД, англ. JCPOA — Joint Comprehensive Plan of Action) — это международное соглашение, принятое в июле 2015 года между Ираном и группой стран «P5+1» (пять постоянных членов Совета Безопасности ООН — США, Россия, Китай, Великобритания, Франция, а также Германия).

Целью документа стало урегулирование ситуации вокруг иранской ядерной программы и предотвращение её возможного военного применения в обмен на поэтапную отмену международных санкций против Ирана.

В рамках СВПД Исламская Республика обязалась ограничить уровень обогащения урана, сократить число центрифуг и переоборудовать ряд объектов (в частности, реактор в Араке) для того, чтобы исключить производство оружейного плутония.

Контроль за выполнением соглашения возложили на Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), получившее расширенные права инспекции и мониторинга ядерных объектов страны.

Соглашение сыграло ключевую роль в снижении напряжённости в Западной Азии, однако с 2018 года его выполнение оказалось под угрозой после выхода США из сделки и восстановления санкций.

Впоследствии Тегеран начал постепенно сокращать свои обязательства, а международные переговоры о возобновлении СВПД до сих пор остаются одной из важнейших тем мировой дипломатии.