Исторические и культурные связи между Ираном и современными странами Центральной Азии уходят в глубь веков.
В различные периоды эти регионы составляли единое культурное пространство, что сегодня может показаться невероятным.
Однако, как и когда начались эти взаимоотношения? Ответы на эти вопросы лежат в исследованиях истории, археологии и даже палеогенетики.
Первые связи: неолит
Научные данные свидетельствуют, что первые длительные контакты между Ираном и Центральной Азией относятся к 6-7 тысячелетиям до н.э., когда господствовала эпоха неолита.
В это время на территорию юга Центральной Азии мигрировали неолитические фермеры из Ирана. Именно они приносят впервые на территорию Центральноазиатского региона культуру нового облика: приносят с собой первые культурные растения, одомашненных животных и керамическую посуду, покрытую яркой, цветной росписью.
Особо стоит отметить, что именно эти фермеры завезли овец и коз, которые быстро распространились по территории региона, включая современный Кыргызстан.
На протяжении почти двух тысячелетий Иран и Центральная Азия поддерживали единое культурное пространство, где шли обмен достижениями и культурными традициями. Более того, генетические следы этих миграций ощущаются до сих пор как в Иране, так и в Центральной Азии.
Бронзовый век и арии
Примерно 3 900–3 800 лет назад с Южного Урала в Иран и Индию переселились арии — племена, вооруженные бронзовым оружием и знавшие боевые колесницы. Эти миграции оказали значительное влияние на этнический и культурный облик региона.
Часть ариев осела в Иране, став предками современных западных иранских народов, включая персов. Другие отправились на юг, сформировав индоарийские народы, населяющие Индию, Пакистан и Непал.
Вскоре после миграции ариев, Центральную Азию захлестнула новая волна переселений — племена Андроновской культуры, родственные ариям.
Они, как и арии, принесли с собой бронзовое оружие и колесницы, сформировав обширную культурную зону, включавшую почти всю Центральную Азию.
Генетика показала, что они были ближайшими родственниками арийских племен, своеобразными их двоюродными братьями. Они, обладая развитым бронзовым оружием и боевыми колесницами, как и прежде арии, начинают активно переселяться на юг и восток, создав обширный андроновский культурный мир, куда входила почти вся Центральная Азия, в том числе Кыргызстан….
Нынешние ученые, приняв во внимание культурное и этническое родство с историческими ариями, не без оснований предполагают, что андроновские племена стали первыми постоянными носителями восточно-иранских языков в этом регионе.
Поэтому в бронзовом веке во второй раз Иран и Центральная Азия оказываются вновь объединены лингвистически и отчасти культурно в единое пространство. Примечательно, что былое генетическое единство населения двух этих регионов отчасти прослеживается до сих пор, особенно с югом Центральной Азии, в том числе оно наблюдается и в Кыргызстане.
Но предки современных персов и других западных иранских народов оказались соседями древнего очага цивилизации в Месопотамии, оказавшего на них большое влияние. Поэтому они раньше по сравнению с ираноязычными народами Центральной Азии стали создавать собственные государства – Мидию и Персию.
Впрочем, именно на заре этой эпохи именно в Центральной Азии возникает одна из первых мировых религий в мире – зороастризм, которому было суждено сыграть огромную роль в истории и самой Центральной Азии, и Ирана.
Зороастризм и культурное единство
Культурные и религиозные связи продолжали укрепляться. Примерно 2 700 лет назад на юге Центральной Азии, в Бактрии, возникла одна из первых мировых религий — зороастризм.
Основатель религии, Заратуштра, по мнению некоторых ученых, мог быть родом с северных районов Центральной Азии, возможно, с берегов Сырдарьи или Аральского моря.
Зороастризм быстро распространился как в Центральной Азии, так и в Иране, культурно объединив два региона.
Ахеменидская империя и Центральная Азия
Чуть больше 2500 лет назад на территории современного Ирана возникает одна из первых мировых держав того времени – Ахеменидская империя, которая вскоре покоряет огромные территории от нынешней Турции до севера Индии, в том числе такие древние цивилизации как Египет, Вавилонию, Ассирию… Не стала исключением и Центральная Азия, в которой древние персы покоряют многие области и народы, в числе которых были и саки, населявшие современный Кыргызстан.
И, несмотря на то, что сначала все они были покорены Древним Ираном силой оружия, вскоре элита этих народов была включена в состав имперской, население интегрируется в огромный культурный мир Ахеменидского царства, получая от этого значительные культурные привилегии, защиту, развитие экономики и торговли…. Те же саки с удовольствием служили в персидской армии, в том числе и за пределами Центральной Азии.
Таким образом, Иран и почти половина Центральной Азии снова оказались объединены, но теперь в рамках одного государства. Впрочем, культурное влияние Древнего Ирана ощущалось и на остальной части этого региона, где находят престижные вещи иранского производства, которые ценились, их копировали….
Эллинизм и парфяне
После разрушения Ахеменидской империи Александром Македонским в конце 4 века до н.э. культурное единство Ирана и Центральной Азии сохранилось в рамках эллинистических государств, таких как империя Селевкидов. Оно господствовало в обоих регионах более полувека.
Однако в конце III века до н.э. парфяне, ираноязычные кочевники из Туркмении и Казахстана, вновь объединили Иран и часть Центральной Азии.
Парфянское царство просуществовало более трех веков и стало грозным соперником Рима, поддерживая культурное и религиозное единство регионов. Происходит возрождение зороастризма, который все также культурно и мировоззренчески объединяет Иран и Центральную Азию.
Сасаниды и Эфталиты
В начале III века н.э. парфян сменило Сасанидское государство, которое вступило в конфликт с Эфталитским царством — главным государственным образованием Центральной Азии.
Несмотря на это именно зороастризм способствует сохранению определенного культурного единства между двумя регионами, как и возникший за 400 лет до этого Великий Шелковый путь, через который шла бойкая торговля между Центральной Азией и Ираном и даже за их пределами. Этот грандиозный торговый путь способствовал дальнейшему общению и взаимодействию между ними.
К примеру, именно по нему в Центральную Азию через Иран в 4-5 веках попадает христианство, которое пускает здесь свои корни здесь до времен Тимура, то есть практически на тысячу лет.
Этот грандиозный торговый путь способствовал дальнейшему общению и взаимодействию между ними. К примеру, именно по нему в Центральную Азию через Иран в 4-5 веках попадает христианство, которое пускает здесь свои корни здесь до времен Тимура, то есть практически на тысячу лет.
Распространение религий
Через Шелковый путь в Центральную Азию проникли христианство и манихейство, которые также укрепляли культурные связи между регионами.
Второе возникло в 5 веке в Иране, но имело заметный успех у местных ираноязычных народов Центральной Азии.
А уже позднее его с удовольствием воспринимают тюркоязычные народы в раннем Средневековье, и так манихейство выходит за пределы даже Центральной Азии, победоносно продвигаясь по Шелковому пути даже до Монголии, Южной Сибири и Китая, оставив там заметный след….
Итоги
Древние культурные, религиозные, этнические и лингвистические связи между Ираном и Центральной Азией оказали значительное влияние на развитие этих регионов.
Не меньшие периоды удивительного единства и культурного взаимовлияния между ними прослеживаются в последующие эпохи Средневековья и Нового времени, но об этом будет рассказано во второй части нашего материала об исторических связях между Ираном и Центральной Азией.
Автор: Сергей Иванов, кандидат исторических наук КР