Первый раунд непрямых переговоров между Ираном и США по ядерной программе, состоявшийся в Омане, завершился. Несмотря на многочисленные спекуляции в СМИ о возможности прямых контактов, Тегеран остался верен своей позиции, и диалог осуществлялся через посредничество оманского МИД.
Давние противники, не имевшие дипломатических отношений более 40 лет, стремятся заключить новую ядерную сделку после того, как Трамп вышел из предыдущего соглашения во время своего первого срока в 2018 году.
Иранская делегация во главе с Аббасом Аракчи прибыла в Маскат, где Аракчи проинформировал оманского коллегу о позиции Тегерана, которая затем была передана американской стороне. Даже во время переговоров некоторые источники пытались представить ситуацию так, будто стороны перешли к прямому диалогу, что оказалось дезинформацией.
Обе стороны находились в «отдельных залах» и «передавали друг другу свои взгляды и позиции через министра иностранных дел Омана», — написал на сайте X представитель МИД Ирана Эсмаил Багаи.
Видеоплеер
00:00
00:15
По сообщениям, США выразили готовность к компромиссам, хотя пресс-секретарь Белого дома Кэролайн Ливитт продолжала использовать угрожающую риторику в адрес Ирана. Наряду с этим появилась информация, что президент Трамп готов на уступки ради достижения соглашения.
Согласно информации, полученной Axios от официального представителя США, президент Дональд Трамп выразил готовность пойти на определенные уступки, чтобы достичь соглашения с Ираном. Однако, как отмечает источник, в администрации США пока нет четкого понимания, каких действий ожидать от иранской стороны.
В качестве одного из условий ядерной сделки со стороны Ирана прозвучало требование ядерного разоружения «Израиля».
По итогам первого раунда МИД Ирана Аббас Аракчи охарактеризовал переговоры как конструктивные.
«Разумеется, ни мы, ни другая сторона не хотим бесплодных переговоров, разговора ради разговора, пустой траты времени и вообще изнурительных переговоров. И мы, и американская сторона хотим соглашения, которое может быть достигнуто в кратчайшие сроки. Но это будет нелегко и потребует полной силы воли с обеих сторон», — заявил глава МИД Ирана.
Специальный посланник президента США Стивен Уиткофф, также заявил в своих первых заявлениях после непрямых переговоров с Ираном: «У нас состоялся очень позитивный и конструктивный разговор».
Президент США Дональд Трамп также заявил журналистам: «Я считаю, что (переговоры) идут хорошо». Ничто не имеет значения, пока оно не закончится. Вот почему я не люблю об этом говорить, но дела с Ираном идут очень хорошо.
Стороны обменялись четырьмя сообщениями через Оман и подтвердили стремление к достижению краткосрочного соглашения. Атмосфера переговоров была спокойной.
Как сообщает Wall Street Journal, иранская делегация в ходе непрямых переговоров с США выдвинула следующие условия:
Незамедлительно открыть доступ к миллиардам долларов замороженных иранских активов за рубежом.
Снятие основных ограничений на экспорт иранской нефти.
Ослабление санкций, связанных с иранской ядерной программой.
Второй раунд запланирован на следующую субботу, который пройдет в Австрии, но Оман останется основным посредником.
Мнение эксперта
Экс-глава иранской Организации по атомной энергии Али Акбар Салехи в интервью ISNA коснулся темы переговоров между Ираном и США, организованных при посредничестве Омана.
Он отметил, что, судя по информации в национальных и международных СМИ, атмосфера на этих переговорах представляется «позитивной».

Салехи выразил уверенность, что как Иран, так и США стремятся к положительному исходу, поскольку в противном случае проблемы усугубятся, превратившись в ещё более сложный клубок противоречий.
Размышляя о предвыборном девизе Дональда Трампа «Америка прежде всего», Салехи предположил, что необдуманные решения могут привести к обратному результату – «Америке последней». Если текущий статус-кво, при котором обе стороны заинтересованы в успехе, будет нарушен, это неизбежно повлечет за собой негативные последствия.
Салехи напомнил об опыте Америки в Ираке, Афганистане и Вьетнаме, подчеркнув, что ни один из них не принес положительных результатов.
Он также выразил мнение, что Трамп, судя по его книгам, не склонен к безрассудным шагам, которые могут втянуть Америку в невыгодный конфликт, чем воспользуются её конкуренты.
Подчеркнув малую вероятность военного столкновения между США и Ираном, Салехи задался вопросом о выгоде, которую Америка может извлечь из конфликта в регионе. Он предостерег, что любое предположение о быстром разрешении конфликта является ошибочным и может затянуть Америку в войну на долгие годы.
Опираясь на утверждение Соединенных Штатов о том, что «Иран будет стремиться к разработке ядерного оружия», он отметил, что США выразили нежелание видеть Иран обладающим ядерным оружием или стремящимся к его созданию.
По его словам, существует техническое решение этого вопроса, и можно предоставить заверения, чтобы развеять опасения, подчеркнув, что это не является сложной задачей.
Он также упомянул наличие фетвы от руководства страны и правительственного указа, запрещающих разработку ядерного оружия, указав, что проблема заключается в недоверии, которую можно преодолеть путем ясных и оперативных технических переговоров.
Отвечая на вопрос о том, способствует ли настойчивость американской переговорной группы в ускорении переговоров и достижении результата успеху переговоров, этот бывший член иранской переговорной группы по ядерным вопросам отметил, что, учитывая сложную и запутанную глобальную обстановку, а также наличие непредсказуемого фактора, такого как Нетаньяху, который может в любой момент нарушить международные правила, необходимо избегать как спешки, так и затягивания переговоров. Он подчеркнул важность нахождения золотой середины и комплексного рассмотрения вопроса в контексте региональных и глобальных проблем.
Первый шаг сделан, но насколько готов Иран идти на компромиссы, и какой ценой США готовы «покупать» соглашение? Отметим, что ранее мы публиковали материал, в котором приводили мнения по мнения западных СМИ и 10 причин, по которым войны между США и Ираном не будет.