«Группировка «Вилаят Хорасан» (филиал «ИГИЛ» в Афганистане) действует почти во всех 34 провинциях страны», — заявила спецпосланник Организации Объединенных Наций в Афганистане Дебора Лайонс.
«Когда-то ограниченная несколькими провинциями и столицей, ИГИЛ-Хорасан теперь, похоже, присутствует почти во всех провинциях и становится все более активной, что заслуживает большего внимания со стороны международного сообщества», — сказала Лайонс.
Спецпосланник ООН отметила, что талибы не могут справиться с ростом присутствия радикальных элементов в стране.
Это заявление подтверждает высказанные генсеком ОДКБ опасения об усилении террористических группировок в регионе. Складывающаяся ситуация напрямую влияет на Центральную Азию. Тем актуальнее вопрос объединения усилий в борьбе с терроризмом.
Афганистан рискует превратиться в террористический анклав. Поддержит ли в этих условиях региональное и международное сообщество усилия «Талибана» по противостоянию «ИГИЛ»?
Начальник Генштаба «Талибана» Кари Фасихуддин предупредил жителей Афганистана о том, что в случае сдачи домов (квартир) сторонникам «ИГИЛ» они будут привлекаться к одинаковой (общей) с ними мере ответственности («будут строго наказаны»).
Стоит отметить, что в Афганистане в се чаще происходят теракты, за которые якобы берут ответственность группировки ИГИЛ. Однако некоторые эксперты также не исключают и связывают эти события как внутрення борьба за власть самого движения «Талибан».
При этом стоит учитывать, что талибам не очень выгодно усиление на его территориях каких-либо других сил того же ИГИЛ, они и до прихода к власти противосстояли им.
Напомним, что со дня прихода к власти в ИРА талибов уже прошло 100 дней.
По истечению этого времени, по мнению «Талибана», (запрещенное движение в странах ЦА) им удалось в стране покончить с иностранной оккупацией, наладить процессы для начала подготовки формирования новой армии, обеспечить безопасность, провести аудит правительственных ведомств, а также запущены процессы по ликвидации коррупции в стране.
Мнение эксперта
По мнению руководителя Центра изучения афганской политики Андрея Серенко, одним из итогов 100-дневного правления талибов стало усиление позиций ИГИЛ в Афганистане. Безусловно, это — прямой результат деятельности талибов и ничего хорошего не стоит ожидать.
«По словам самих талибских представителей, «ИГИЛ» сейчас появляется в тех провинциях Афганистана, где его до середины августа 2021 года не было вовсе. Так, например, в районе Гарзиван провинции Дайкунди до вчерашнего дня активно действовала группа сторонников ИГИЛ, в состав которой входили жители провинций Гельманд, Урузган и Газни (пуштуны)», — отмечает эксперт.
По его данным, группы сторонников ИГИЛ появились также в г. Кандагаре — большинство населения которого также составляют пуштуны. Фактически, благодаря талибам, начался процесс «пуштунизации» проекта ИГИЛ в Афганистане.
«Талибы фактически не в состоянии обеспечить безопасность в стране, в том числе в Кабуле. Хотя они и рапортуют, что после вывода войск западной коалиции, дескать, воцарились мир и покой, но это не так. Невероятно обострилась и криминальная обстановка, чисто уголовная: похищения людей, грабежи, убийства – произошел резкий всплеск преступности по всей стране, включая крупные города», – считает Андрей Серенко.