Британский журнал «Time» ссылается на немецко-иранского хирурга-офтальмолога и правозащитника Амира Парасту как на источник указанной статистики.
Отмечается, что Параста подготовил отчёт, согласно которому по состоянию на пятницу, 23 января, в больницах было зарегистрировано 30 304 случая смерти. Параста заявил, что эта цифра не отражает количество смертей в результате протестов среди людей, зарегистрированных в военных госпиталях, чьи тела были доставлены непосредственно в морги, или тех, кто погиб в местах, до которых не добралось расследование.
При этом Фонд по делам мучеников и ветеранов Ирана сообщил о 3117 погибших, в том числе о 2427 гражданских лицах и сотрудниках служб безопасности, а остальные 690 — наемники-террористы (агенты Моссада). Правительство на днях официально опубликовало список с именами погибших.
По удивительному стечению обстоятельств, можно легко найти фотографии Амира Парасты с Резой Пехлеви; также Параста публиковал комплиментарные посты в адрес «шахзаде».
Параста в принципе не скрывает свои монархические воззрения и оппозиционные взгляды по отношению к Исламской Республике.

1 of 5

Продолжая тему спекуляций относительно количества убитых во время иранских протестов. Издание «The Cradle» опубликовало статью о том, как финансируемая США экосистема иранских «правозащитных групп», израильских оперативников и монархических активистов превратилась в замкнутый круг из непроверяемой статистики и пропаганды зверств.
Когда ИРИ ввела общенациональный запрет на доступ в интернет, чтобы подавить то, что она назвала беспорядками, поддерживаемыми иностранной разведкой и террористическим мятежом, быстро распространились неподтверждённые данные о количестве погибших и пострадавших. Эти утверждения, ни одно из которых не подкреплено достоверными доказательствами, продолжают координированно распространяться как иранскими оппозиционными СМИ, так и ведущими западными изданиями.
На фоне западных репортажей об иранских протестах базирующаяся в Торонто НПО заявила, что Иран убил 43 000 протестующих и ранил ещё 350 000. Организация, стоящая за этой цифрой, — Международный центр по правам человека (ICHR) — не предоставила ни видеоматериалов, ни результатов судебно-медицинской экспертизы, ни независимых доказательств.
Тем не менее эта статистика, приведённая в коротком посте из 900 слов, стала предметом общественного обсуждения благодаря британско-иранскому комику и стороннику оппозиции Омиду Джалили, который разместил её в своем профиле в X. Как и было задумано, заявление стало вирусным. То же самое произошло с аналогичными или даже более экстремальными оценками числа погибших. Их подхватили в соцсетях монархистские инфлюенсеры, переработали оппозиционные издания вроде «Iran International» (британский рупор пропаганды), и в конечном счёте они попали в западные СМИ. Цифры сильно разнились — от 5848 до 80 000 погибших — и не имели даже подобия обоснования. Но все они служили чёткой политической цели: создать условия для смены режима в Исламской Республике.

Самая низкая оценка числа погибших в результате протестов в Иране — 5848 человек — была дана базирующейся в США группой «Правозащитники в Иране» (HRAI), которая признаёт, что всё ещё «расследует» 17 000 дополнительных случаев.
HRAI не является независимым арбитром. В 2021 г. она заключила партнёрство с Национальным фондом в поддержку демократии (National Endowment for Democracy, NED) — инструментом «мягкой силы» США, созданным при Рональде Рейгане для продолжения работы ЦРУ под прикрытием НПО.

Другой источник данных о количестве погибших — Центр по правам человека имени Абдолрахмана Боруманда в Иране, который также финансируется Национальным фондом демократии. Одним из членов его правления является Фрэнсис Фукуяма, подписавший известный неоконсервативный план «войны с терроризмом» — «Проект нового американского века» (Project for a New American Century, PNAC).
Затем всплыла организация United Against Nuclear Iran (UANI), которая заявила, что в ходе последних протестов было убито 12 000 иранцев. В рядах этой лоббистской организации, которая успешно оказала давление на Всемирный экономический форум (ВЭФ), чтобы тот не приглашал министра иностранных дел Ирана Аббаса Аракчи, состоят бывший глава «Моссада» Меир Даган, нынешний министр обороны США Пит Хегсет и Деннис Росс из аналитического центра WINEP, принадлежащего израильскому лобби.

Все эти организации продвигают нарративы, призванные лишить легитимности Исламскую Республику, вырвать из контекста внутренние беспорядки и оправдать иностранное вмешательство.
ICHR — организация, стоящая за заявлением о 43 000 погибших, — базируется в Канаде и почти полностью сосредоточена на Иране. Она открыто приветствует убийства Израилем лидеров Сопротивления, таких как лидер «Хезболлы» Хасан Насралла, — и восхваляет «растущую дружбу» между Израилем и иранской оппозицией. Её исполнительный директор Ардешир Зарезаде опубликовал фотографии, на которых он позирует с израильским и иранским монархическим флагами. Организация также использует крайне политизированные формулировки, — например, называет иранское правительство «преступным режимом, оккупирующим Иран» в официальных пресс-релизах.

Тем не менее, в докладе ICHR нет никаких доказательств. Он основан на непроверяемом «сравнительном анализе результатов расследований» и анонимных источниках, а также содержит ложное утверждение о том, что 95% убийств были совершены всего за два дня. Нет никаких видеозаписей, подтверждающих эти цифры.
Параллельно Центр документации по правам человека в Иране (ЦДПЧ), — ещё одна организация, финансируемая Госдепартаментом США, — распространила странное заявление о том, что протестующий инсценировал свою смерть и три дня прятался в мешке для трупов. Даже ЦДПЧ признал, что не может подтвердить эту историю, но оппозиционное издание Iran International всё равно опубликовало её, умолчав о том, что это вымысел.
Крайне правые активисты на Западе, такие как Томми Робинсон, и монархистские инфлюенсеры распространяют ещё более нелепые истории, в том числе о том, что иранские силы безопасности душат протестующих, запечатывая их заживо в мешки для трупов. Никаких доказательств не требуется. Всего лишь одна анонимная голосовая заметка. Правительство США также консультировалось с IHRDC по вопросам санкционной политики, в том числе по созданию чёрного списка иранских граждан.

Исполнительный директор организации Шахин Милани недавно опубликовал в X пост, в котором заявил, что если президент США Дональд Трамп не подкрепит свои действия в отношении иранских протестующих «подавляющей поддержкой Америки, направленной на ослабление вооружённых сил режима», то это «станет величайшим предательством иранцев со стороны Запада».

Всё это — часть масштабной стратегии США, в рамках которой Вашингтон выделяет финансирование десяткам НПО, занимающихся исключительно Ираном, — от организаций по защите прав женщин до групп по защите прав этнических меньшинств. Все они призваны формировать нарративную архитектуру для смены режима.
Пропагандистский конвейер тянется от онлайн-инфлюенсеров до западных СМИ. Возьмём, к примеру, онлайн-активистку Сану Эбрахими, которая заявила, что было убито 80 000 протестующих, сославшись лишь на друга, «связанного с источниками в правительстве». Её пост набрал более 370 000 просмотров. Вскоре после этого британская радиостанция LBC News процитировала «иранского правозащитника» по имени Пол Смит, который увеличил число погибших до 45 000–80 000. Смит, как выяснилось, агитирует в соцсетях за смену режима и поддерживает военное вмешательство США в Иране.

В октябре 2025 г. израильская газета «Haaretz» разоблачила то, как Тель-Авив финансирует фермы ботов, говорящих на фарси, для продвижения «шахзаде» Резы Пехлеви и распространения антиправительственной пропаганды. Ранее боты помогли раздуть протесты в Иране в 2022 г. Это кампания цифровой войны, замаскированная под возмущение широких народных масс.
Журнал «Time» заявил, что было убито 30 000 иранцев, сославшись на двух анонимных представителей Министерства здравоохранения. «Iran International» превзошёл это заявление, сославшись на собственные непроверяемые источники, которые утверждают, что погибло более 36 000 человек.
Только «Amnesty International», несмотря на свою враждебную позицию по отношению к Тегерану, воздержалась от конкретных цифр, заявив лишь, что погибли «тысячи» человек. Эта оценка примерно совпадает с данными Тегерана: Фонд по делам мучеников и ветеранов Ирана сообщает о 3117 погибших, в том числе о 2427 гражданских лицах и сотрудниках служб безопасности. Правительство опубликовало список с именами погибших.
https://www.facebook.com/plugins/video.php?height=476&href=https%3A%2F%2Fwww.facebook.com%2Freel%2F1371447014734575%2F&show_text=false&width=290&t=0
В адрес иранского государства можно выдвинуть множество обоснованных критических замечаний. Но то, что мы наблюдаем сейчас, — это скоординированная кампания по дезинформации, проводимая поддерживаемыми Вашингтоном сетями, пропагандистскими инструментами Тель-Авива, монархистами и другими оппозиционерами в изгнании, а также послушной корпоративной прессой.
Гротескные цифры смертности и выдуманные истории о зверствах распространяются по знакомому сценарию: фальшивые «младенцы из инкубаторов» в Кувейте в 1990 г., сфабрикованные заявления об оружии массового уничтожения в Ираке в 2003 г., выдуманный «геноцид» в Ливии в 2011 г. и бесконечные выдумки о химическом оружии в Сирии.
Цель всегда одна: создать «повод для войны». Люди, погибшие во время протестов в Иране, стали разменной монетой в очередной информационной войне, поддерживаемой извне, и заложили основу для избирательного вмешательства, замаскированного под гуманитарную помощь.