Лондон вслед за Евросоюзом констатировал отсутствие легальных возможностей по конфискации замороженных российских активов ЦБ РФ для их последующей передачи Киеву. Ничего нового, в этой новости, на самом деле, нет. Всё вполне предсказуемо, считает глава аналитического бюро проекта «Сонар-2050» Иван Лизан.
По его словам, золотовалютные резервы принадлежат ЦБ РФ, то есть государству. На них распространяется иммунитет, который закреплён в Уставе ООН и Декларации о принципах международного права.
«Заморозка ЗВР лишает ЦБ РФ возможности пользоваться и распоряжаться ими, но не лишает права владения, тогда как конфискация лишает ещё и права владения.
Лишение права владения на ЗВР путём конфискации создаёт куда более опасный прецедент, чем их заморозка, открывая ящик Пандоры», — считает Лизан.
По его мнению, Россия, в ответ на такой шаг, сможет хоть по иску Басманного суда отобрать здание британского посольства или представительства ЕС в России.
Аналогичному примеру смогут последовать и другие страны – конфискация перечеркнёт базовый принцип международного права об иммунитете государства как права не подчиняться органам власти других государств и наднациональных структур.
«Поэтому ЕС, Британия, Канада и США могут без проблем закошмарить Константина Малофеева (его активы в размере 5,4 млрд долларов Вашингтон уже передали Украине) или любую российскую компанию, но пока не решаются прейти черту с конфискацией ЗВР. Вот и приходится изгаляться с инвестированием ЗВР и выделением Украине процентов с них на восстановление.
И, на самом деле, этот казуистический аспект с триадой имущественных прав – владение, пользование, распоряжение – как раз и является той красной линией, которую, в отличие от всяких ракет, Запад пока не решается переступить», — констатирует эксперт.