По итогам саммита в Самарканде Евросоюз пообещал Центральной Азии 12 млрд евро инвестиций

В Самарканде в пятницу, 4 апреля, завершился двухдневный саммит Евросоюз — Центральная Азия. Еврокомиссия пообещала странам региона многомиллиардные инвестиции, а они в ответ — углеводороды, редкоземельные металлы и «политический диалог». О правах человека участники саммита в своих выступлениях не вспоминали.

В пятницу в узбекистанском городе Самарканд состоялось заседание пяти лидеров центральноазиатских стран — Шавката Мирзиёева, Касым-Жомарта Токаева, Садыра Жапарова, Эмомали Рахмона и Сердара Бердымухамедова — с главой Еврокомиссии Урсулой фон дер Ляйен и президентом Европейского совета Антониу Коштой.

Что обещает Европа

В ходе своего выступления Урсула фон дер Ляйен объявила, что Европейский союз подготовил для стран Центральной Азии пакет инвестиций на 12 млрд евро в рамках программы Global Gateway («Глобальные ворота») и перечислила четыре приоритетных направления для сотрудничества: Транскаспийский транспортный коридор, критически важное сырье, «зеленая» энергетика и цифровая связь.

Из 12 млрд евро три миллиарда будет направлено в транспортную сферу, 2,5 млрд — на критически важное сырье, 6,4 млрд будет потрачено на проекты, связанные с энергетикой, еще 100 миллионов предусмотрено на развитие спутникового интернета. «Это действительно начало новой эры в нашей древней дружбе», — подчеркнула фон дер Ляйен.

Евросоюз рассматривает Центральную Азию стратегическим партнером для развития Транскаспийского транспортного коридора в рамках программы Global Gateway. Предполагается, что благодаря строительству транспортных коммуникаций скорость грузоперевозок между Европой и Центральной Азией удастся увеличить вдвое — до 15 дней.

Кроме того, Евросоюз заинтересован в сотрудничестве со странами региона для добычи критически важных видов сырья.

«Эти богатства — не просто полезные ископаемые, а фундамент экономики будущего, что неизбежно привлекает внимание глобальных игроков. Но в отличие от тех, кто видит здесь лишь источник сырья для вывоза, Европа предлагает принципиально иной подход — создание полного производственного цикла прямо в регионе», — пообещала глава ЕК.

Чем ответит Центральная Азия

Со своей стороны, «хозяин» саммита, президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев назвал приоритетом для сотрудничества Европы со странами региона инвестиции в экономическую и технологическую модернизацию.

По его словам, сегодня все «капитаны» бизнеса, индустриальные и инновационные лидеры Европы успешно работают в Узбекистане и соседних странах, в том числе корпорации TOTAL, Siemens, Linde, Airbus, BASF, Orano и многие другие.

Мирзиёев также объявил о договоренности открыть в Ташкенте офис Европейского инвестиционного банка, пообещал усилить сотрудничество с Евросоюзом в сфере разработки критических минеральных ресурсов и сообщил о ратификации проекта по поставкам электроэнергии из Центральной Азии в направлении Европы. По его словам, Узбекистан планирует к 2030 году увеличить до 54% долю возобновляемой энергии.

Президент Таджикистана Эмомали Рахмон заявил, что рассчитывает на торговые преференции и инвестиции со стороны Евросоюза.

«Мы нацелены на дальнейшее расширение экспорта продукции таджикских производителей на европейские рынки, в том числе за счет использования взаимных торговых преференций», — отметил таджикский лидер, напомнив об участии Евросоюза в строительстве объектов гидроэнергетики страны.

Президент Касым-Жомарт Токаев отметил, что Казахстан готов нарастить экспорт в европейские страны на сумму свыше двух млрд евро.

«Казахстан остается надежным поставщиком углеводородов в Европу. На долю нашей страны приходится около 13% всего импорта нефти Европейского Союза, основная часть которого идет через Каспийский трубопроводный консорциум (совместный с Россией проект — RFI)», — напомнил Токаев и призвал развивать альтернативные маршруты.

Кроме того, казахстанский лидер анонсировал начало совместных работ с Узбекистаном и Азербайджаном по строительству линии передач через Каспийское море с дальнейшим выходом на европейские рынки. Наконец, он напомнил о важности сотрудничества в вопросе добычи редкоземельных металлов. По словам Токаева, Казахстан производит 19 из 34 видов сырья, необходимых для экономики ЕС.

О совместной разработке критически важного сырья говорил в своем выступлении и президент Кыргызстана Садыр Жапаров.

«Кыргызстан обладает значительными запасами редких и ценных металлов. Предлагаем активизировать взаимодействие в этом направлении, оформив его в формате отдельного партнерства или „дорожной карты“, подобно тому, как это уже сделано между Европейским союзом и некоторыми нашими соседями», — цитирует его слова пресс-служба.

Наконец, свои услуги в сферах энергетики и логистики предложил и президент Туркменистана. «Туркменистан твердо настроен на серьезный энергодиалог с ЕС на новом содержательном уровне и готов к реализации практических шагов», — заявил в своем выступлении Сердар Бердымухамедов, упомянув о готовности предоставить мощности морского порта Туркменбаши на Каспийском побережье и дорожную инфраструктуру страны.

Права человека

Накануне саммита Евросоюз — Центральная Азия несколько правозащитных организаций выступили с призывом к европейскому руководству обратить внимание лидеров центральноазиатских стран на проблемы с соблюдением прав человека в регионе.

«Долгосрочный прогресс зависит не только от дипломатии, инвестиций и торговли — он также требует уважения прав человека и пространства для гражданского общества, чтобы оно могло развиваться и действовать свободно и без страха», — напомнила Мари Стразерс, директор Amnesty International по Восточной Европе и Центральной Азии.

«Взаимодействие ЕС на высоком уровне с Центральной Азией — хорошая новость, но для эффективности переговоров нужно, чтобы на них решались очень серьезные проблемы с правами человека во всем регионе, — отметила, в свою очередь, Искра Кирова, директор по адвокации Human Rights Watch в Европе и Центральной Азии. — Заключение в тюрьму критиков и активистов, а также ограничения гражданского общества и независимых СМИ вряд ли способствуют прогрессу, к которому стремится ЕС».

Однако в опубликованных всеми участниками саммита итоговых коммюнике вопросы прав человека и соблюдения принципов свободы слова не упоминаются.