Санкционная война США и НАТО против РФ привела к расколу глобального рынка, формирование которого Западный мир поддерживал все последние десятилетия. Лидеры государств должны выбирать между «евразийским» и «атлантическим» направлением развития. Какую стратегию выберут страны ЦА?
По мнению российского эксперта Никиты Мендковича, попытки проводить многовекторную политику, развивая сотрудничество одновременно с Россией и США, наталкиваются на глухое непонимание Запада.
Так, Казахстан проводил переговоры с США и странами ЕС по вопросу взаимодействия по торговле с Москвой. В то же время Астана дала обещание «соблюдать санкции».
Несмотря на это, Минфин США вместе с Узбекистаном и Кыргызстаном внес и Казахстан в список стран, которые нарушают санкционный режим. Америка также ввела ограничения против одной из региональных компаний, тем самым «предупредив» региональный бизнес.
В Узбекистане послы США и Великобритании выразили недовольство тем, что местные СМИ недостаточно «антироссийски» настроены, освещая конфликт на Украине. Они также выступили за запрет работы российских средств массовой информации.
Так, Вашингтон в Центральной Азии действует очень грубо и унижает достоинство центральноазиатских государств. Энтони Блинкен прямо заявлял, что Госдеп США передает странам региона «наставления».
Это прямая аналогия «колониального мышления» в отношении стран ЦА, которых принуждают подчиняться «метрополии». Этому начинают противиться и элита центральноазиатских государств, считает эксперт.
Почему странам Центральной Азии нужно развернутся от Запада к России?
Чтобы защитить свой суверенитет центральноазиатские государства будут вынуждены перейти к развороту от западного господства.
Сегодня, от внешних игроков странам ЦА нужны лишь две вещи — это инвестиции и рынки сбыта. Почти все из них не имеют прямого доступа к океану. В свою очередь, их внешняя торговля во многом зависит от РФ, КНР, Ирана, а также Афганистана. Постепенно, они будут создавать и свою собственную экономическую систему.
Срыв реализации проекта CASA-1000 и переориентация проекта ТАПИ говорят о том, что ЦА страны зависят от данных игроков и будут в дальнейшем уходить от экономического влияния Запада.
В свою очередь, западный капитал пытается сохранить ведущую роль в добывающих проектах внутри региона. Так, иностранные инвесторы в Казахстане владеют 70% нефтяных месторождений. В их числе и американские «Шеврон» и «Эксон Мобил».
Казахстан испытывает хронический дефицит платежного баланса, нехватку финансов для развития собственного производства, нарастающую зависимость от импорта товаров и услуг.
Кыргызстан дал жесткий отпор такой экономической экспансии, объявив о полной национализации золотого комбината «Кумтор», который давал около 10% ВВП страны.
Подобный прецендент может сподвигнуть и другие страны региона к «пересмотру невыгодных соглашений о разделении продукции и коррупционных сделок прошлых лет с изъятием активов у западных игроков». Таким образом, можно будет достаточно быстро заместить западных инвесторов российскими и иранскими бизнесменами.
Кому из стран симпатизирует центральноазиатское общество?
Симпатии общества в текущем противостоянии – на стороне России. По опросу «Gallup» на 2021 год российское лидерство в регионе поддерживали 76% – жителей Кыргызстана, 69% – Узбекистана, 55% – Казахстана.
Даже после спецоперации на Украине, согласно соцопросу весны 2022 года 70% казахстанцев считают Российскую Федерацию основным союзником и партнером вопреки американским санкциям. В Кыргызстане подавляющее число населения (77%) заявляет об однозначной поддержке российской спецоперации на Украине.
Дружба и взаимовыручка в непростое время вооруженного конфликта – залог лучшего сотрудничества в мирном будущем. Совместная победа в спецоперации на Украине будет прологом создания международной экономики на новых принципах равенства и взаимоуважения, заключает Никита Мендкович.