Первая глава из книги шейха Аббаса Кумми «Мунтаха ль-амаль»:
«Благородное происхождение Посланника Аллаха (С) и краткие сведения о его предках».
Его имя – Абу Касим Мухаммад ибн Абдуллах ибн Абдуль-Мутталиб ибн Хашим ибн Абд-Манаф ибн Кусей ибн Киляб ибн Мурра ибн Кааб ибн Лува ибн Галиб ибн Фихр ибн Малик ибн Назр ибн Кинана ибн Хузейма ибн Мудрика ибн Ильяс ибн Музар ибн Низар ибн Маадд ибн Аднан.
От Пророка (С) передан хадис: «Когда моя родословная дойдёт до Аднана, то остановитесь». А потому мы не упомянули тех его предков, которые идут перед Аднаном.
Алламе Маджлиси сказал: «Знай, что общее мнение (иджма) всех учёных шиизма состоит в том, что отец и мать Пророка (С), а также все его предки по мужской и женской линиям до Адама – все они были мусульманами, и его свет не находился в чреслах ни одного многобожника. И не было никакого сомнения (сомнительного места) в его происхождении и в происхождении его отцов и матерей, и полностью достоверные хадисы (мутаватир) в источниках шиитов и людей массы свидетельствуют об этом. Из полностью достоверных (мутаватир) хадисов следует также, что все его предки были пророками и преемниками, носителями религии Аллаха. Так, потомки Исмаила (А), бывшие его предками, являлись преемниками Ибрахима (А). Они всегда были правителями Мекки и хранителями Каабы, к которым обращались обычные люди, и шариат Ибрахима (А) был среди них, и они были его хранителями. Они передавали преемство и наследие пророков от одного к другому, пока дело не достигло Абдуль-Мутталиба. Абдуль-Мутталиб сделал своим преемником Абу Талиба, а Абу Талиб передал книги и наследие пророков Мухаммаду (С) после начала его пророчества»[1].
Теперь расскажем по порядку о предках Посланника Аллаха (С):
Аднан – сын Удада, имя его матери – Бальха. Уже в те дни, когда он был ребёнком, следы величия были видны на его лбу, и прорицатели и астрологи того времени сказали, что из его потомства произойдёт великий человек, которому будут подчиняться джинны и люди. А потому у него было множество врагов, так что в пустыне Шама на него напали семьдесят всадников. Он сражался с ними, потерял своего коня и отступил в сторону горы. Неожиданно из-за горы появилась рука, которая схватила его и подняла на гору. И раздался ужасный звук из горы, так что его враги умерли из-за страха. Это было одним из чудес Пророка последних времён (С).
Когда Аднан вырос, он стал предводителем арабов и господином своего племени, так что жители Батха, Йасриба и племена пустыни подчинялись его правлению. Когда Навуходоносор[2] захватил Иерусалим, он пожелал подчинить земли и племена арабов и начал войну с Аднаном. Он победил его и убил многих его людей. Тогда они разошлись кто куда, и Аднан со своими детьми направился в Йемен. Он поселился там и жил до своей смерти.
У Аднана было десять сыновей, имена некоторых из которых – Маадд, Акк, Адан, Адд и Гани. И тот свет, который был проявлен на лбу Аднана, был виден и у его сына Маадда. Он был указанием на Пророка последних времён (С) и передавался от одного его предка к другому. А поскольку Навухудоносор умер, и земля стала свободной от его зла, арабы отправили кого-то за Мааддом, и он переселился к их племенам и стал их главой.
Маадд родил четырёх сыновей, и свет его красоты передался его сыну Низару. Его матерью была Муана, дочь Хаушама, из племени Джурхам. Когда он появился на свет, его отец взглянул на свет пророчества, который сиял от него. Он сильно возрадовался, заколол верблюдов и накормил людей, сказав: «Всё это – мало для этого новорождённого». Передано, что он заколол тысячу верблюдов. А поскольку слово «Низар» несёт значение «мало», то он так и назвал его.
Когда его отец умер, Низар стал предводителем своего племени и родил четырёх сыновей. Когда же приблизился его срок, он вышел из пустыни в Мекку и умер там.
Имена его сыновей следующие: Рабиа, Анмар, Музар и Айад. От Анмара идут два племени — Хасʻам и Бахила. Оба из них поселились в Йемене. От Айада произошёл Кусс ибн Саада, известный мудрец и поэт арабов. От Рабиа и Музара также происходят многие племена, так что половина арабов восходят к ним, а потому они вошли в пословицу, когда говорят о множественности. И относительно достоинств Рабиа и Музара достаточно хадиса от Пророка (С): «Не говорите плохо о Музаре и Рабиа, ибо они были мусульманами»[3].
Имя «Музар» происходит от «мазир», означающее молоко, прежде чем оно загустеет. И его имя также – Амру, и его мать – Сауда, дочь Акка. Свет пророчества перешёл к нему от Низара. Он был предводителем своего племени после своего отца, и арабы подчинялись ему. Он распространял религию Ибрахима Халиля (А) и направлял людей на прямой путь. Говорят, что его голос был самым прекрасным среди людей.
Он родил двух сыновей. Один из них – Айлан, от которого происходят многие племена арабов, а другой – Ильяс, которому передался свет пророчества. Он носил прозвище «господин племени» и управлял арабами с помощью меча и мудрости. Иногда он слышал звуки прославления Аллаха, так как в нём был свет Мухаммада (С). Арабы почитали его, подобно Лукману. Его мать звала Рабаб, а жену – Лейла, дочь Хульвана. У него было три сына – Амру, Аамир и Амир.
После Ильяса свет пророчества перешёл к Амру, которого называли Мудрика (постигающий), из-за того, что он постигал всякое благородство и достоинства, которые были у его отцов. Его также называли Абу Хузейл. Его женой была Салма, дочь Асада ибн Рабиа ибн Низара. Она родила ему двоих сыновей – Хузейму и Хузейла. Свет пророчества перешёл к Хузейме, и он правил арабскими племенами после своего отца.
У Хузеймы было три сына – Кинана, Хаун и Асад. Матерью Кананы была Авана, дочь Саада ибн Кейса ибн Айлана ибн Музара. Его кунья была Абу Назр. Когда он стал главой арабов, во сне ему было сказано, чтобы он взял в жёны Барра, дочь Мурра ибн Адда ибн Табиха ибн Ильяса, потому что от неё у него родится исключительный сын. Кинана женился на Барра, и она родила ему троих сыновей: Назр, Малик и Милькан. Из его сыновей свет пророчества был у Назра. Он был назван «Назром» из-за блеска и красоты (назара) его лица. Его называют также «Курайш», и всякое племя, которое восходит к Назру, называют «Курайшитами».
Относительно причины названия Назра «Курайшем» существуют расхождения. Самая убедительная версия состоит в том, что поскольку Назр был большим человеком, обладавшим главенством в своём племени, он объединил его разрозненных членов, и они собирались каждое утро у его ковра. А потому его прозвали «Курайшем», поскольку «такарраша» значит «собираться».
У Назра было два сына – Малик и Йахлуд. Свет пророчества перешёл к Малику. Его матерью была Атика, дочь Адвана ибн Амру ибн Кейса ибн Айлана.
У Малика был сын Фихр, чьей матерью была Джандаля, дочь Хариса. Фихр был главой Мекки. Его называли «собирателем Курайша». Его жена – Лейла, дочь Саада ибн Хузейла. От неё у него было четыре сына – Галиб, Мухариб, Харис и Асад. Свет пророчества перешёл к Галибу.
У Галиба было два сына от Салма, дочери Амру ибн Рабиа – Лува и Тейм. Свет пророчества перешёл к Лува, чья имя происходит от «луи» со значением «свет». У него было четыре сына – Кааб, Амир, Сама и Ауф. Из них свет пророчества перешёл к Каабу, чьей матерью была Мария, дочь Кааба.
Кааб ибн Лува был из числа арабских богатырей и стоял выше всех в племени Курайш, и слабые искали прибежища у него. У него было три сына от Машхия, дочери Шайбана – Мурра, Ади и Хусейс. Хусейс был старшим из братьев, и у него был сын по имени Амру. У Амру были сыновья Сахм и Джумах. От Сахма происходил Амру Ас, а от Джумаха – Усман ибн Мазʻун, Сафван ибн Умейя и Абу Махзура, который был муаззином Пророка (С). А от Ади ибн Кааба вёл своё происхождение Умар ибн Хаттаб.
Однако свет Мухаммада (С) перешёл к Мурра ибн Каабу. У него было три сына: Киляб, матерью которого была Хинд, дочь Сурра ибн Саалаба, и Тейм и Йаказа, матерью которых была Барикия. К Тейму восходит племя Абу Бакра и Тальхи (Бану Тейм), а у Йаказа был сын по имени Махзум, к которому восходит племя Бану Махзум, к которому принадлежали Умм Салама, Халид ибн Валид и Абу Джахль.
У Киляба ибн Мурра было два сына: Захра, от которого происходили Амина, мать Пророка (С), Саад ибн Аби Ваккас и Абдуррахман ибн Ауф, и второй – Кусей, чьим именем было Зейд. Его называли Кусей, потому что его мать переселилась далеко от Мекки, и он вырос там. Однако затем он вернулся в Мекку, когда вырос, и остался возле своего брата Захра и унаследовал своё наследство.
В то время Мекку возглавлял Хулейль ибн Хабсия. Он правил Меккой вместе со своим племенем Бану Хузаа. Из числа его дочерей была Хубба, и Кусей женился на ней. В Мекке случилась болезнь, и Хулейль переселился в другое место. Когда он умирал, вручил ключи от Каабы своей дочери Хубба и распорядился, чтобы ей помогал Абу Губшан Милькани.
Так продолжалось некоторое время, пока у Кусея не родились от Хубба четыре сына – Абд-Манаф, Абдульузза, Абдулькусей и Абдульдар. Кусей сказал Хубба: «Тебе лучше вручить ключи от Каабы своему сыну Абдульдару, дабы не было утрачено это наследие Исмаила (А)». Она сказала: «Что же делать с Абу Губшаном Милькани, который является моим соучастником в этом, согласно завещанию моего отца?» Он сказал: «Предоставь это дело мне».
Так Хубба передала свои ключи от Каабы своему сыну Абдульдару, а Кусей отправился в Таиф, где находился Абу Губшан. Он увидел его на собрании, где тот пьянствовал. После того как он сильно опьянел, Кусей купил у него право распоряжаться ключами Каабы за бурдюк вина. Затем он быстро вернулся в Мекку, где отдал ключи своему сыну Абдульдару в присутствии людей Мекки, которых собрал для этой цели.
Когда Абу Губшан протрезвел, стал сильно сожалеть о том, что сделал. Впоследствии он вошёл в пословицу среди арабов как пример глупости, так что они стали говорить: «Такой-то глупее, чем Абу Губшан», «такой-то более сожалеет об этом, чем Абу Губшан».
После того, как Кусей взял ключи Каабы, он стал предводителем Курайшитов, и поение паломников, покров Каабы и другие дела перешли под его начало. И до времени Посланника Аллаха (С) эти дела оставались в потомстве Кусея. Он также построил возле Каабы дом, дверь которого открывалась в сторону мечети, и назвал его «дару надава». Там собирались старейшины Курайша и обсуждали различные дела.
Передано, что Кусей однажды собрал Курайшитов и сказал: «О собрание Курайша! Вы – соседи Аллаха и люди Его Дома. Поистине, паломники – гости Аллаха и посещающие Его, и они более всего достойны хорошего приёма. Давайте же им еду и питьё во время хаджа, пока они не покинут эти земли!»
Они сделали это и стали каждый год выделять на них средства, и это стало обычаем до прихода Ислама[4].
Также Кусей поделил Мекку на четыре части, в которых расселились Курайшиты. Однако Бану Хузаа и Бану Бакр, которые ранее правили Меккой, увидев, что власть перешла к Кусею, собрали войско, чтобы воевать с ним. Сначала он потерпел поражение и позвал на помощь своего брата со стороны матери Зарраха ибн Рабиа. Заррах приблизился со своими братьями, и вместе с ними Кусей победил. Бану Хузаа отвернулись от Каабы, и правление и распоряжение Каабой перешло Кусею. После этого он собрал своих родственников из пустынь, долин и гор в Мекку, и он был первым царём, который правил над Курайшитами и арабами. Поскольку он собрал Курайшитов, его стали называть «собирающим», как сказал поэт:
«Ваш отец Кусей, которого назвали собирающим:
Через него Аллах собрал племена».
Кусей стал таким влиятельным, что никто не мог ничего сделать без его разрешения, и его решения среди Курайшитов стали подобны религии. Затем он передал свои дела своему сыну Абдульдару, и племя Бану Шейба – из его потомков, и ключи Каабы передавались среди них как наследство.
Когда подошло его время, Кусей умер, и его похоронили в Хаджуне[5]. Свет Мухаммада (С) передался от Кусея к его сыну Абд-Манафу. Абд-Манафа звали Мугира. Его прозвищем было «полная луна» из-за его красоты. Он женился на Атике, дочери Мурра ибн Хиляля. От неё у него родились два близнеца, лбы которых были сросшимися, и их удалось разделить посредством меча. Имя одного из них было Амру, а прозвище – Хашим. Другого звали Абдушамс.
Некоторые мудрые арабы сказали, когда услышали об этом происшествии: «Между ними будет вражда, которую сможет разрешить только меч».
И так и произошло. Ибо Абдушамс был отцом Умейи, и потомки Умейи (то есть Омейяды) были в постоянной вражде с потомками Хашима (Хашимитами), и вражду их разрешал только меч.
Кроме этих двух, у Абд-Манафа было еще два сына. Один из них – Мутталиб, из рода которого были Убейда ибн Харис и Шафии, второй – Науфель, и от него происходил Джубейр ибн Мутам.
Именем Хашима ибн Абд-Манафа было Амру, и из-за его величия его называли «высокий Амру» (Амру Али). Прозвищем Хашима и Мутталиба было также «луна», из-за их красоты. Между ними была тесная дружба, также как между Науфелем и Абдушамсом.
Когда Хашим достиг зрелости, он стал сильным и мужественным человеком, и люди Мекки прибегали к его защите. В год, когда в Мекке был голод, Хашим наполнил в Шаме груз своих верблюдов едой и раздал её. И он закалывал каждое утро и вечер верблюда и варил его мясо. А потом приглашал людей Мекки к себе в дом и кормил их. А потому его назвали «Хашимом» («гостеприимным», «щедрым») — словом, восходящим к глаголу «хашм», означающему «раскалывать». Один из арабских поэтов сказал, восхваляя его:
«Высокий Амру, который раздавал еду своему народу –
Народу в Мекке в неурожайный год.
Он был первым, кто ввёл поездки арабов –
Путешествия зимой и летом».
Когда Хашим стал влиятельным, а потомки Абд-Манафа — выше потомков Абдудара, они решили отобрать у них дела Каабы и хаджа. Для этого объединились все четыре брата – Абдушамс, Хашим, Науфель и Мутталиб. В то время главой потомков Абдудара был Амир ибн Хашим ибн Абд-Манаф ибн Абдудар. Узнав о планах потомков Абд-Манафа, он собрал своих друзей.
Бану Асад ибн Абдуль-узза ибн Кусей, Бану Захра ибн Киляб, Бану Тейм ибн Мурра и Бану Харс ибн Фихр были вместе с потомками Абд-Манафа. Хашим и его братья собрали сосуд с благовониями. Те умастили себя благовониями и протянули руки потомкам Абд-Манафа и поклялись, что помогут им. Также они поклялись около Каабы, что отнимут дела хаджа у потомков Абдудара. Поскольку они умастили себя благовониями, их стали называть «мутайабин» («умастившие себя благовониями»).
В то же время Бану Махзум, Бану Сахм ибн Амру ибн Хусейс и Бану Ади ибн Кааб были с потомками Абдудара. Они также пришли вместе с ними к Каабе и поклялись, что не позволят потомкам Абд-Манафа отнять у них дела хаджа. Люди назвали их «ахляф» («союзники»).
Когда мутайабин и ахляф уже приготовили оружие и были готовы вступить в битву, некоторые мудрые люди с обеих сторон вмешались и сказали: «Эта война не приведёт ни к чему, кроме урона с той и другой стороны, что сделает Курайшитов слабыми. Лучше вам закончить дело миром».
Тогда они начали мирные переговоры и решили, что некоторые дела хаджа перейдут к потомкам Абд-Манафа, а некоторые останутся у потомков Абдудара. Так им удалось избежать войны.
Тогда потомки Абд-Манафа бросили жребий о том, кому будут принадлежать эти дела хаджа, которые перешли к ним, и оба раза жребий выпал на Хашима. Так дела хаджа стали наследоваться среди потомков Абд-Манафа и Абдудара. А потому во время Посланника Аллаха (С) Усман ибн Аби Тальха ибн Абдуль-узза ибн Усман ибн Абдудар владел ключами от Мекки. Когда Пророк (С) покорил Мекку, он позвал Усмана ибн Тальху и дал ему ключи. Когда этот Усман совершил хиджру в Медину, отдал ключи своему племяннику Шейбе, и они остались среди его потомства.
Такие установления, как «рафадат» и «сикаят» передались от Хашима его брату Мутталибу, от него – к Абдуль-Мутталибу ибн Хашиму, а от него – к его сыну Абу Талибу (отцу Имама Али, мир ему). Поскольку у Абу Талиба недоставало денег, он занял их у своего брата Аббаса и накормил паломников. Взамен этого долга он отдал «рафадат» и «сикаят» Аббасу, а от Аббаса они перешли к его сыну Абдуллаху ибн Аббасу. От того они перешли к его сыну Али – и так передавались среди его потомства до завершения правления Аббасидов.
Когда сила Хашима достигла своей вершины, цари и вожди стали посылать ему подарки и предлагать в жёны своих дочерей, надеясь, что тот свет, который сиял от его лба, перейдёт к ним. Но он не принял их предложений и женился на девушке из своего народа. У него были сыновья и дочери, в числе которых – Асад, отец Фатимы, матери повелителя верующих Али (А). Однако свет его лба оставался при нём. Он совершил обход (таваф) вокруг Каабы и попросил у своего Господа, чтобы Он даровал ему сына, который понесёт этот пречистый свет.
Тогда во сне ему пришло повеление жениться на Салма, дочери Амру ибн Зейда ибн Лабида из Бану Наджжар, которая жила в Медине. Хашим отправился в Шам и по дороге остановился в Медине в доме Амру. Амру согласился выдать за него дочь, при условии, что у него от неё будет сын, который станет жить в Медине, а не в Мекке. Хашим согласился и при возврате из Шама взял Салму в собой в Мекку. Когда она забеременела Абдуль-Мутталибом, он в соответствии с договором повёз её в Медину, чтобы она родила там. Сам же он поехал в Шам и умер по дороге, в городе Газа в Шаме и был похоронен там.
Салма родила Абдуль-Мутталиба, назвав его Аамиром. А поскольку на его голове был пучок белых волос, его назвали также «Шейба». Она стала воспитывать его, и он достиг такой воспитанности, что его стали называть «хвалимый Шейба» (шейбату ль-хамд).
В то время его дядя Мутталиб был главой Мекки, держа в своих руках поение паломников и другие обряды. У него также был лук Исмаила и знамя Низара. Когда он узнал о сыне своего брата, отправился в Йасриб (Медину), взял его и увёз в Мекку. Когда он приехал, люди стали спрашивать: «Кто это у тебя за спиной?» Он сказал: «Это мой раб». Так он привёз его к себе домой. А поскольку люди думали, что это его раб, то его стали называть «Абдуль-Мутталиб» («раб Мутталиба»), и под этим именем он стал известен.
Мутталиб дал Абдуль-Мутталибу лучшие одежды и поставил его на высокое положение среди сыновей Абд-Манафа. Его прекрасные качества были все более и более известны среди людей, и его имя стало возвышенным. Когда Мутталиб умер, обряды хаджа перешли к Абдуль-Мутталибу. Он стал настолько известен, что из далёких стран ему присылали дары, и кто находился под его защитой, был защищён. Когда арабов постигло бедствие, они поднялись вместе с ним на гору Субейр, закололи там животных и просили исполнения своих нужд через его величие. Они намазали лица своих богов кровью этих жертв, но Абдуль-Мутталиб восхвалял лишь Аллаха Единого.
Его первым сыном был Харис, а потому он был назван Абу Харис. Когда он достиг зрелости, во сне Абдуль-Мутталибу пришло повеление вырыть колодец Замзам.
И надо упомянуть, что Амру ибн Харис был главой Джурхамитов в Мекке во время Кусея. Он воевал с Халилем ибн Хабсия Хузаи, который победил его. Перед тем как уйти из Мекки, Амру в гневе велел извлечь Черный Камень из того места, где он был, а также взял двух золотых газелей, которые были подарком Исфандияра ибн Каштасиба Мекке, вместе с доспехами и мечами, и бросил всё это в колодец Замзам, засыпав землёй. После этого он бежал вместе со своими людьми в Йемен.
Это было до времени Абдуль-Мутталиба. И вот он вместе со своим сыном Харисом начал рыть колодец Замзам и извлекать эти вещи оттуда. Курайшиты попросили его вернуть им половину этих вещей, потому что они перешли к ним от их отцов. Он предложил им бросить жребий. Когда бросили жребий, золотые газели выпали на долю Каабы, мечи и доспехи – на долю Абдуль-Мутталиба, а на долю Курайшитов не выпало ничего. Он продал мечи и доспехи, а на вырученные деньги возвёл дверь Каабы. Что касается двух золотых газелей, то их поставили перед дверями Каабы. Они были известны под именем «газели Каабы». И упомянуто, что Абу Лахаб похитил и продал их, а вырученные деньги потратил на вино и азартные игры.
Привёл Ибн Аби Хадид и другие историки, что когда Абдуль-Мутталиб пустил снова воду Замзама, другие Курайшиты стали завидовать ему. Они сказали ему: «О Абдуль-Мутталиб! Этот колодец достался нам от Исмаила, и у нас есть на него право. Отдай же его нам в распоряжение!» Он ответил: «Это – милость, которой наделил нас Аллах, и вам нет в этом доли».
После долгого спора они согласились, что пойдут за судейством к женщине из племени Бани Саад, занимавшейся прорицательством, которая жили возле Шама. Абдуль-Мутталиб вместе с потомками Абд-Манафа собрал по нескольку человек из каждого племени Курайша и отправился с ними в Шам. В одной из пустынь, где не было воды, вода потомков Абд-Манафа закончилась. Абдуль-Мутталиб сказал: «Пусть каждый выроет для себя могилу, чтобы, если он умрёт, другие могли похоронить его. Если один из нас останется непохороненным в этой пустыне, то это лучше, чем останутся непохороненными все».
Они вырыли могилы и стали ждать смерти. Абдуль-Мутталиб сказал: «Сидеть так и ничего не делать есть отсутствие полагания на милость Аллаха. Встаньте же: попросим воды, ибо, может быть, Всевышний явит нам чудо!»
Они разошлись в разные стороны, ища воду. Абдуль-Мутталиб сел на своего верблюда, и когда тот тронулся, увидел, как из-под его ног бьёт чистая вода. Абдуль-Мутталиб сказал: «Аллах велик!» И то же самое сказали его сподвижники. Они напились воды и наполнили ею свои бурдюки. И позвали представителей Курайшитов, чтобы они увидели, как Аллах дал им воды.
Когда Курайшиты увидели это чудо от Абдуль-Мутталиба, сказали: «Аллах разрешил между тобой и нами, и мы не будем обращаться к прорицательнице после этого. Мы больше не будет возражать тебе по поводу Замзама. Тот, Кто напоил тебя водой в этой пустыне, открыл тебе Замзам!»
И он вернулся, и они вернулись с ним. Они не отправились к прорицательнице и оставили ему Замзам.
То, что он вырыл Замзам, добавило достоинства Абдуль-Мутталибу, и его прозвища увеличились. Его называли «господином Батха», «тем, кто поит паломников», «вырывшим Замзам». И во время бедствий, засухи или голода люди прибегали к нему и к свету его красоты, и Аллах удалял это от них. У него было десять сыновей и шесть дочерей. Абдуллах (отец Пророка) был самым лучшим из них. Матерью его, Абу Талиба и Зубейра была Фатима, дочь Амру ибн Аиза ибн Абд ибн Имран ибн Махзум.
Когда родился Абдуллах, большинство иудейских раввинов, христианских священников, прорицателей и колдунов знало, что родился отец Пророка последних времён (С), ибо предыдущие пророки из числа Бану Исраиль возвестили время прихода Посланника (С). В Шаме была группа иудеев, у которой хранилась белая одежда с кровью пророка Йахьи (А). Предводители раввинов знали, что когда кровь на этой одежде станет свежей и потечёт, родится отец Пророка последних времён (С).
Когда родился Абдуллах, свет пророчества, который был виден у всех его предков, сиял от его лба. Он начал рано ходить и говорить, и от него были видимы удивительные вещи. Однажды он сказал своему отцу: «Когда я отправился в сторону Батха и горы Субейр, я увидел свет, вышедший из моей спины, который разделился на две части – один в сторону Востока, другой в сторону Запада. Затем они соединились, и из них вышло то, что было похоже на облако. Оно встало над моей головой и бросило тень на меня. И тут открылись врата небес, и этот свет стал выше звёзд и планет. А потом вернулся в мою спину. И иногда, когда я сидел под засохшим деревом, оно начинало цвести, а когда я уходил от него, оно снова становилось засохшим. И я сидел на земле, когда раздавалось: “О несущий свет Мухаммада, мир тебе!”»
Абдуль-Мутталиб сказал: «О сын мой! Это благая весть для тебя, и я надеюсь, что из твоих чресел выйдет Пророк последних времён».
Тогда Абдуль-Мутталиб решил исполнить своё обещание Аллаху, которое он принёс тогда, когда вырыл колодец Замзама, и Курайшиты вступили в спор с ним. Он обещал Господу, что если Он даст ему десять сыновей, дабы они были его помощниками в таких делах, то он принесёт одного из них в жертву. Теперь у него было десять сыновей, и он должен был исполнить клятву. Он собрал всех своих сыновей и сообщил им о своём намерении. Все они отказались. Тогда было решено бросить жребий, и тот, на кого он выпадет, должен быть принесён в жертву.
Жребий выпал на Абдуллаха. Абдуль-Мутталиб взял его за руку и привёл к месту между Исаф и Наила, где приносились жертвы. Братья Абдуллаха, люди из числа Курайшитов и Мугира ибн Абдуллах ибн Амру ибн Махзум воспротивились и сказали: «Пока есть возможность, мы не хотим, чтобы Абдуллах был принесён в жертву».
Они убедили Абдуль-Мутталиба пойти к прорицательнице в Медине, чтобы она решила об этом деле. Когда они пришли к ней, она сказала: «Каков размер выкупа за убитого у вас?» Они сказали: «Десять верблюдов». Она сказала: «Вернитесь в Мекку и бросьте жребий между Абдуллахом и десятью верблюдами. Если жребий упадёт на верблюдов, то заколите их. А если он упадёт на Абдуллаха, то добавьте ещё верблюдов в качестве его выкупа. И так добавляйте ещё верблюдов, пока жребий не выпадет на них, и Абдуллах останется жив, и ваш Бог тоже будет доволен».
Абдуль-Мутталиб с Курайшитами вернулись в Мекку и бросили жребий между Абдуллахом и десятью верблюдами. Жребий выпал на Абдуллаха. Абдуль-Мутталиб добавил ещё десять верблюдов. Жребий снова достался Абдуллаху. И так они бросали его снова и снова, пока число верблюдов не достигло ста. Тогда жребий выпал на верблюдов. Курайшиты возрадовались и сказали: «Теперь твой Господь доволен, о Абдуль-Мутталиб». Но Абдуль-Мутталиб сказал: «Нет, клянусь Господом Каабы, я не удовлетворюсь этим числом!» И он бросал жребий ещё два раза, и он снова выпал на верблюдов. Тогда он велел принести верблюдов в жертву.
А потому Посланник Аллаха (С) сказал: «Я – сын двух жертв»[6], имея в виду своего предка Исмаила и своего отца Абдуллаха.
Маджлиси привёл, что когда Абдуллах достиг зрелости, свет пророчества сиял с его лба. Все знатные люди хотели отдать ему свою дочь, чтобы этот свет перешёл к ним. Ибо он был бесподобен в своей красоте и величии. Всякий, кто проходил мимо него, чувствовал от него запах амбры и мускуса. А если он проходил мимо ночью, это место освещалось от света его лика. Люди Мекки называли его «светильником святыни (Каабы)». И он женился на Амине, дочери Вахаба[7].
Когда Амина забеременела Посланником Аллаха (С), об этом узнали прорицатели арабов. В то время в Мекке несколько лет были засуха и голод. Однако после того, как свет пророчества перешёл в Амину, пошёл дождь, и люди испытали много блага, так что тот год назвали «годом победы».
В тот год Абдуль-Мутталиб отправил Абдуллаха в Шам, и при возвращении оттуда возле Медины его состояние стало плохим. Его спутники хотели отвезти его в Мекку, но он умер. Его благословенное тело похоронено в Дару Набига.
Когда вести о состоянии его здоровья достигли его отца, он отправил Хариса, который был старшим из братьев, к нему, но когда тот нашёл его, он уже умер. Ему было тогда двадцать пять лет. Когда он умер, Амина была ещё беременна – по одним сообщениям, срок беременности был тогда два месяца, по другим, семь месяцев.
И передано, что Посланник Аллаха (С) однажды отправился к могиле своего отца в Баки и прочитал возле него два ракята. Затем он воззвал у нему, и вот, могила раскололась, и Абдуллах сел возле неё, говоря: «Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха, и что ты – пророк Аллаха и посланник». И он спросил его: «Кто твой наместник и преемник?» Он сказал: «Али». Его отец тогда сказал: «И свидетельствую, что Али – наместник Аллаха (валийю ллах)». Когда его отец вернулся на своё место, он сделал то же самое со своей матерью.
Алламе Маджлиси говорит: «Это сообщение свидетельствует о вере его родителей, и он оживил их, чтобы они увидели его пророком и засвидетельствовали его посланничество и имамат его преемника, дабы через это их вера достигла совершенства»[8].
[1] «Бихар», том 12, С. 49.
[2] Царь Вавилона.
[3] «Тафсир Нуру сакалейн», том 3, С. 548.
[4] «Бихар», том 15, С. 123.
[5] Кладбище в Мекке.
[6] «Уйун ахбар ар-реза», том 2, С. 18.
[7] «Бихар», том 15, С. 91.
[8] «Бихар», том 15, С. 109.