Именем Аллаха Всемилостивого и Милосердного!
Наша сегодняшняя беседа посвящена наступившему благословенному месяцу Раджаб. В одном известном хадисе о месяце Раджаб, повествуемого от Имама Джафара Садига (а), говорится, что в Судный день глашатай восстанет и возгласит: «Где ахли-Раджаб – сонм месяца Раджаб?».
И в продолжение хадиса говорится, что в это время одна группа из людей восстанет, и свет их лиц озарит всю общность». «На головы этих людей возложат короны, украшенные жемчугами и рубинами». И что ангелы, обратившись к оным, возгласят: “О, служитель Всевышнего! Добро пожаловать! Да будет благословенным то, чем одарил тебя Всевышний!”.
В продолжении хадиса повествуется, что ахли-Раджаб будет одарен величайшими благами со стороны Всевышнего. И в благословенном хадисе указывается причина этого: «Вы добровольно – Меня ради – выдержали пост в месяц, коим Я почтил высоко и чье право соблюсти определил обязательным». И отмечается, что “этот дар – для тех, кто постился часть этого месяца. Будь то даже один день: в начале, середине или в конце».
ОБРАЩЕНИЕ К СОНМУ МЕСЯЦА РАДЖАБ
День, в который каждый будет пребывать в тревоге и смятении, будет обеспокоен своим конечным уделом – хадис описывает нам эти мгновения. И прозвучит сладостное обращение: «Где сонм месяца Раджаб?». Где осознавшие месяц Раджаб? Где хранители славы месяца Раджаб? Где достойные месяца Раджаб? — вот какое сладостное обращение прозвучит в Судный день.
Заметим, хадис открывает нам величие этого месяца на языке символов, на языке, доступному человеческому сознанию. И здесь мы зрим почтение, которое указывает на некий высокий статус.
Но интересно: что это за высокий статус, что за вершина, что сами ангелы обращаются к человеку подобным образом? Это обращение — почет к тем, кто чтил великим месяц Раджаб и проявлял это в своих поступках.
Месяц Раджаб открывает нам величайшие возможности. Категория «возможность» знакома каждому человеку. Так, все мы знаем, что экзаменационная сессия бывает в определенные дни. Что призыв в армию и демобилизация также бывает в определенный сезон. Не раз мы слышали, как какой-то известный хирург приезжал в какой-то город в определенный день, и больные задолго записывались на операцию у оного. Конкурсы, соревнования, чемпионаты — также проводятся в определенные даты. И все, кто заинтересован в них, ждут эти дни с нетерпением, даже считают дни до соответствующего события. Таким образом, тема ожидания возможностей в той или иной степени близка и ясна каждому.
В месяц Раджаб нам предоставляется множество возможностей. Возможностей для спасения души, для экзистенциальных реформ. Возможностей для осознания и реализации своей человеческой миссии. И все примкнувшие к кринице Святейшего Пророка (с) и его Ахли-бейта (а), следят за наступлением этой возможности и не упускают ее.
В месяц Раджаб раскрываются врата Божьей милости. Деяния, которое в другие месяца дают определенный эффект, в этот месяц усиливаются многократно. В этот месяц они приводит к многократно лучшему результату. И возможность воспользоваться благами этого месяца относится к тем, кто в сердце и на языке признают эти истины. Ибо находятся и такие, мимо которых проплывает этот кладезь величайших возможностей и благ, а оные даже не осознают этого. Упаси Господь всякого от подобного положения.
ВРЕМЯ ШАНСОВ
Поскольку мы говорим о категории возможность, то следует отметить, что в выборе возможностей воля человека играет достаточно ограниченную роль. Человек может сказать, что «тогда-то произойдет то-то, и в это время я поступлю так -то». Человек может сказать, что-де «вот в месяц раджаб я встану на праведный путь», что «в сорок лет я откажусь от всех дурных привычек». Что «через 2 месяца я серьезно займусь собой». Человек может планировать и утверждать многое. Но возникновение соответствующих условий зависит от тысячи факторов и большинство из них находятся вне воли человека.
Сколько было тех, кто говорили, что «у меня еще есть время, «мне еще рано, что Господь даст мне еще много возможностей». Но приходит некий миг, в дверь стучатся, и твое время заканчивается. Пора уходить, пора отправляться туда, откуда уже нет возврата.
Поэтому человек должен пользоваться реально открываемыми ему возможностями. Он не должен упускать то, что дается ему сегодня, то есть в наступающие особые даты, дни, часы, месяца.
Месяц Раджаб, который мы проживаем, чрезвычайно обилен возможностями. Об этом месяце сказано столько слов, что разумеющий постарается провести со смыслом каждый час, каждую минуту этого благословенного месяца. Так, например, в хадисе от Имама Джафара Садига (а) повествуется, что Святейший Пророк Нух (а) сел на свой ковчег 1-го числа месяца Раджаб. И своим близким соратникам он повелел поститься в этот день.
А коли так, то, о, те, кто желают взойти на Ноев (а) ковчег! Те, кто желает обрести спасение! О, пассажиры ковчега Ахли-бейта (а), кой символизирует собой спасительный ковчег Пророка Нуха – Ноя (а)! Мы пребываем в благословенном месяце Раджаб!
Быть может, кому-то покажется странным, удивительным то, что мы столько говорим об этом месяце, и он задается вопросом-де, что же это за месяц и чем он так отличается от других, что о нем так говорят. Но по Божьему разумению этот месяц является одним из избранных и чтимых. Ноев ковчег двинулся в первый день этого месяца. И в этот день очень мало людей в числе соратников Святейшего Пророка Нуха (а) взошли на ковчег. И в тот день соратники Пророка Нуха (а) держали пост.
Об этом достославном месяце Имам Мусейи-Казим (а) сказал: «Месяц Раджаб – это великопочтенный месяц, в коей Всевышний удвоил хасанат».
Слово «хасанат» означает благие дела. Здесь мы вновь видим, как раскрываются блага месяца Раджаб. В этот месяц по сравнению с другими Всевышний удвоил воздаяния за благие дела. В этот месяц Всевышний удваивает вес прекрасных деяний и зачеркивает грехи. И если человек изъявит желание: «я хочу, чтобы моя душа очистилась ото ржи и черни, и чтобы грехи мои были прощены», то этот месяц приносит ему благовест. Он радует человека вестью о том, что оный стоит прямо на пороге такой возможности. Надо только протянуть руку, чтобы взять ее. Ибо мы – в месяце, каждый час которого приносит нам эту возможность. Имам Мусейи-Казим (а) гласит, что тот, кто один день месяца Раджаб проведет в посте, от оного ад отдалится на расстояние в 100 лет. Тому же, кто проведет в посте 3 дня, пребывание в раю утвердится обязательным.
Что же касается оруджа, поста в жаркую погоду, то от Имама Джафара Садига (а) повествуется хадис, согласно которому, постящемуся в знойный день в миг разговения Всевышний возгласит: «Сколь прекрасный аромат исходит от тебя». И, обратившись к ангелам Своим, повелит: «О, ангелы Мои, будьте свидетелями, что Я непременно простил этого Своего служителя».
Молим Господа не дать никому остаться в стороне от поста этого Святого месяца!
ПОРА ВОЗВРАЩЕНИЯ К СВОЕЙ СУТИ
От Святейшего Пророка (с) повествуется: «Месяц Раджаб – это великий месяц Всевышнего. Никакой (другой) месяц не сможет сравниться с ним по своему почтению и преимуществам…».
Святейший Пророк (с) также возвестил: «Раджаб – это месяц Всевышнего. Шабан – это мой месяц и месяц Рамазан – это месяц моей уммы».
И вновь от Святейшего Пророка (с) повествуется: «Тот, кто будет поститься (хотя бы) один день в месяц Раджаб, удостоится великого довольствия Всевышнего, и Божий гнев отдалится от него. Одна из дверей ада затворится перед ним».
От Имама Мусейи-Казима (а) повествуется: «Раджаб – это река в раю, которая белее молока и слаще меда. Кто выдержит один день поста в этот месяц, конечно же, изопьет из той реки».
С уст Имама Джафара Садига (а) повествуется о том, что Святейший Пророк Ислама (с) возвестил: «Месяц Раджаб – это месяц покаяния уммы. Так просите же многократно о прощении, ибо Всевышний — прощающий и милосердный».
Вот сколь велика милость и благодать Всевышнего. Всевышний настолько любит Своего служителя, что одаривает его благами много большими, чем он достоин. Словно Всемилостивый Господь ищет предлога для того, чтобы простить Своего служителя и одарить его благами.
Месяц Раджаб – это первый из двух месяцев, предшествующих месяцу Рамазан. Умение в полной мере воспользоваться божественной трапезой, раскрываемой перед человечеством в Священный месяц Рамазан, зависит в большей части от соответствующей вместимости человека. По божественной логике, по Божьей мудрости человеку дается обрести эту вместимость, увеличить свой потенциал в месяцы Раджаб и Шабан. И тот, кто желает войти в пир Всевышнего в ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ облике, должен не упустить экзистенциальные возможности, возможности духовно прогрессировать, представляемые ему в столь щедром числе в месяца Раджаб и Шабан.
Раджаб – это месяц очищения. Раджаб – это месяц возвращения к своему истоку. Раджаб – это месяц, в который человек преодолевает свое эго. Он словно бы говорит своим низменным устремлениям: «Постойте! Я несколько месяцев был вашим рабом, но теперь довольно, будет!». Раджаб – это месяц, свергающий власть низменных устремлений. Это — месяц, исцеляющий человека от обмельчания, от жизни в качестве робота. Раджаб – это месяц, который способен исцелить нас от самого главного недуга – потери самого себя. Сегодня весь мир жалуется на это, на то, что мы теряем самих себя. Теряем свою сущность, свою человечность. Мы меняемся — и, к сожалению, в отрицательную сторону. И на это жалуется буквально все. Все говорят, что наши души словно запыляются, ржавеют с каждым днем, мы словно превращаемся в неких роботов. Словно с каждым днем все больше выходим из человеческого обличья. Словно с каждым днем теряем статуса высшего среди творений.
И месяц Раджаб есть та самая пора исцеления. Делая один шаг в сторону Раджаба, мы причисляемся к вошедшим в эту целительную пору. Если мы сделаем всего один шаг, этот месяц не пройдет мимо нас. Войдя в месяц Раджаб, мы сможем очиститься от грехов, очистить душу от копоти и ржи и причислиться к тем, кто всесторонне ревизуют себя, кто уже излечивается от своих экзистенциальных недугов.
МОЛИТВА МЕСЯЦА РАДЖАБ
Помимо того, что в этот месяц очень поощряется поститься, он еще является и месяцем покаяния. В этот месяц предусмотрено множество молитв и зикров, которые являются ключами к прощению человека со стороны Всевышнего. Один из них – это «Астахфируллаха ва ас-алухут тауба», который рекомендуется повторять в этот месяц как можно чаще. Ибо говорится, что чем больше человек будет повторять этот зикр в месяц Раджаб, тем для него будет лучше. Смысл этого обращения таков: «О, Всевышний, мы каемся и надеемся на Твое прощение». Отсюда выясняется, что в этот месяц покаянию, мольбы у Господа прощения за грехи придается очень большое значение.
Еще одно благословенное деяние, которое советуется выполнять в месяц Раджаб, мы узнаем из хадиса от Святейшего Пророка (с): «Каждый, кто в месяц Раджаб, 100 раз произнесет: «Астахфируллахаль-лази ла илахе илла хува вахдаху ла шарика лаху ва атубу илейх» и завершит это деяние милостыней, состояние оного Всевышний довершит милостью и прощением. И каждый, кто произнесет это моление 400 раз, тому запишется воздаяние 100 шахидов».
Смысл этого моления таков: «Я прошу прощения у Того, кто единственный достоин поклонения, ибо Он — един, нет Ему сотоварищей и (любое) возвращение – к Нему».
И наконец, самое главное – это ежедневная молитва месяца Раджаб, которая представляется одной из самых благодатных и благородных среди воззваний к Всевышнему. Эта молитва имеет большое значение в познании Всевышнего. Господь столь милостив, что многими путями помогает Своему служителю познать Его. И если человек желает узнать своего Творца, то для этого будет достаточно обратить внимание на слова ежедневной молитвы месяца Раджаб и ему откроются многие истины. Эта молитва – воистину великая милость Всевышнего Своему служителю. Обратив более пристальный взор на строки молитвы, человек уяснит для себя, кто есть он сам и кто есть его Господь.
Так, в молитве взывается: «Йа мен арджуху ли кулли хайр» — «о, Тот, к кому относятся все блага!». И затем следует: «Ва амену сахатаху инда кули шарр» — «И всякое зло далеко от Него…».
Следующее предложение звучит особенно сладостно. В нем говорится: «Йа мен йу’тил-касира биль-галиль» — «о, тот Господь, который одаривает меня многим (многими дарами) взамен за мои малые (малочисленные) деяния». Затем следует: «Йа мен йу’ти мен саалеху» — «о, Господь, который дарует тому, кто просит у Него». А затем еще более сладостное: «Йа мен йу’ти мен лем яс’альху, ва мен лем я’рифху» — «о, Господь, коий дарует и тому, кто у него не просит. И (даже) тому, кто Его не знает».
Служитель словно бы взывает к Господу: «Ты, Господь – Тот, кто одаривает даже тех, кто не просит у Тебя и даже тех, кто не знает, не узнал Тебя. Я же пришел к Тебе и прошу у Тебя»… И затем в молитве следует: «Tаханнунан минху ва рахмах» — «…Твоей широчайшей милостью и благодатью». То есть служитель как бы говорит: «Вот я, я пришел откровенно просить у Тебя. Так, низведи и на меня Свою бескрайнюю милость».
Что же желает от Господа смиренный служитель? Мы читаем: «А’тини бимес’елети иййяка, джами’а хайрид-дунья ва джами’а хайриль-ахирах», то есть «о, Господи! Даруй мне все блага этого и вечного миров». И сразу же после этого следует: «Васриф анни бимес’елети иййяка, джами’а шаррид-дунья ва шарриль-ахирах» — «Господи, отдали от меня всякое зло ближнего и вечного миров».
Что такое зло этого мира? От чего просит убежища служитель? От того, чтобы не оказаться среди трусов, льстецов, двуликих, среди тех, кто отошел от своей человеческой сути, тех, кто живет, угнетая чужие права и посягая на чужое добро.
«Отдали меня от зла вечного мира!..». Что же такое зло вечного мира? Самое большое зло вечного мира – это то, чтобы в Судный день человек восстал с езидами, гитлерами, саддамами и пр. тиранами этого мира. Чтобы восстал в сонме тех, кто держали перо тиранов, прислужников дьявола, тех, угнетал чужие права и глаголил ересь и кривду. Зло вечного мира – это то, чтобы в Судный день человек проснулся и увидел, что восстал с теми, кто преградил Имаму Хусейну (а) путь, кто лишил его детей воды! С теми, кто, обманувшись на блага ближнего мира, погубил свою жизнь, превратил ее в муки для других людей, с теми, кто посягал на дома Всевышнего Аллаха.
Раджаб учит нас этому. Говоря о добре и зле, Раджаб, в первую очередь, подразумевает категории, связанные с личностью человека. И открывает человеку то, кто он есть и кто есть его Господь.
В завершении благословенной молитвы от Всевышнего душевно и смиренно просится спасти и сохранить от мук. О том, чтобы пламя ада не приблизилось к молящему Его служителю.
НАСКОЛЬКО МЫ УМЕЕМ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ?
Резюмируем нашу беседу коротко – наступил месяц Раджаб. Но умеем ли мы воспользоваться этим месяцем? Настроились ли мы на соответствующую волну? Упорядочиваем ли мы себя, обретаем ли каждый день и каждый час все больше готовности и духовной вместимости для того, чтобы воспринять экзистенциальный груз месяца Раджаб и последующего за ним месяца Шабан?
От нас самих зависит то, как и насколько мы сможем заняться с собой и поработать над собой в этот месяц. И упаси Господь нам очнуться только тогда, когда месяц Раджаб уже, увы, останется позади. Потому каждый, кто действительно желает обрести спасение, должен найти возможности для того, чтобы заняться собой в этот месяц. Будет очень печально, если человек превратиться в пассивного наблюдателя своей жизни. Если не захочет что-либо в ней переменить.
Сегодня каждый из нас несет определенную ответственность. Ибо то, насколько духовна наша нация, зависит от состояния индивидов, составляющих ее. В зависимости от того, насколько каждый день и каждый час каждый из нас приближается или же, напротив, (упаси Господь!) отдаляется от Всевышнего, меняет и духовный облик нашего народа.
Сегодня миссия лежит на каждом отдельном человеке. На дворе месяц Раджаб. Месяц становления человеком. Месяц воскрешения из мертвых. Месяц спасения, исцеления от собственной слабости, эгоизма, от пороков – злословия, раболепия, несобранности и пр., от распыления, от конфликта с самим собой. Месяц Раджаб – это месяц уяснения своей стороны в дружбе и вражде во имя Всевышнего. Месяц Раджаб – это месяц обретения цельности. Это – месяц возвращения к себе.
О, Аллах! Не дай нам уйти с этого месяца с пустыми руками! Аминь!
Гаджи Ильгар Ибрагимоглу,
философ-теолог
имам-джамаат мечети «Джума» в Ичери-шехер