Через пару дней в Самарканде пройдет важное политическое событие. Лидеры ШОС соберутся на очередной саммит, но он будет знаменательным. В сегодняшних условиях нарастающего геополитического противостояния с Западом ШОС стремительно расширяется. В этот раз постоянное членство получит Ближневосточная держава — Иран.
Что может дать вступление Ирана в Шанхайскую организацию сотрудничества и как в этом случае будут развиваться торгово-экономические отношения между членами организации рассказал директор фонда «Диалог цивилизаций» Фаридун Осмонов.
По мнению эксперта, полноправное членство Ирана в ШОС — это очень важный шаг прежде всего для самой организации. За последние пять лет это уже второе расширение за счёт достаточно крупных и серьёзных региональных игроков.
В 2017 году ее членами стали Индия и Пакистан, превратив «шестерку» в «восьмёрку», а в сентябре ИРИ станет уже девятым.
Что даст вступление Ирана в ШОС?
Вступление Исламской Республики Иран можно рассматривать через призму балансирования сил в квадрате Китай-Индия-Пакистан-Иран (КИПИ).
Тегеран играет немаловажную роль в структуре безопасности Южной Азии и традиционно имеет хорошие связи с Индией, а Китай является крупнейшим торговым партнёром этой страны. В ближайшей перспективе одной из задач ШОС станет обеспечение взаимной терпимости в квадрате КИПИ.
Вместе с тем со вступлением Ирана в ШОС у организации появляется мостик ещё с одним микрорегионом – Кавказом. Да, Россия граничит с Азербайджаном и Грузией, но со вступлением ИРИ у появляется граница и с Арменией.
Создаются реальные условия для полноценного включения в проекты организации уже и кавказского региона. Ведь Баку и Ереван с 2015 года являются партнёрами по диалогу ШОС, и этот формат позволяет организации привлекать к сотрудничеству и южнокавказские республики.
Практически полностью все страны «Московского формата» по Афганистану становятся его членами. Из 11 стран-участников «Московского формата» только Туркменистан не входит в ШОС, а Афганистан с 2012 года является страной-наблюдателем.
Шанхайская организация сотрудничества виделась самой перспективной площадкой для решения афганского кризиса, так как в ней представлены практически все страны, которые заинтересованы в решении афганской проблемы.
ШОС и борьба с экстремизмом и терроризмом
Как подчеркнул Осмонов, ШОС стала первой международной организацией, сделавшей идею борьбы с терроризмом стержнем своей деятельности.
«Вопрос Афганистана возможно будет решить согласно традиционной активности организации в области борьбы с проявлениями «трёх зол» — терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом. И страны-участницы ШОС активно двигаются в этом направлении», — отмечает эксперт.
По его словам, определённая подготовительная работа была проведена ещё в 2019 году. Тогда в Бишкеке была согласована «дорожная карта» Контактной группы «ШОС-Афганистан».
Все страны-участницы Шанхайской организации сотрудничества заявили о своей приверженности ключевым принципам урегулирования ситуации в Афганистане – безальтернативности решения конфликта путём политического диалога и осуществления инклюзивного мирного процесса под руководством самих афганцев.
Кроме того определили важность восстановления афганской экономики для установления мира и стабильности в этой стране, безопасности и устойчивого развития региона в целом.
«С уходом из Афганистана западных вооружённых сил решение афганской проблемы становится «делом чести» для ШОС. Афганистан, независимо от того, какие силы управляют страной, географически расположен внутри Шанхайско организации сотрудничества. Поэтому вопрос безопасности Афганистана сегодня — это практически вопрос безопасности нескольких регионов.
Это не только вопрос военно-политической безопасности, но также и вопрос экономической безопасности. Судьба сразу нескольких трансрегиональных проектов зависит от безопасности в Афганистане.
Мирное урегулирование афганского конфликта и поствоенное восстановление страны — это задача на десятилетия для стран ШОС. Только сообща и с учётом интересов всех стран можно добиться реальных сдвигов в этом направлении», — отмечает Осмонов.
Какие есть сложности?
Конечно же, расширение Шанхайской организации сотрудничества несёт в себе и дополнительные сложности. Мы много говорим, что ШОС — это практически половина населения мира. Вместе с тем осознания общности на уровне населения отстутсвует.
Существуют ограничения в передвижении между странами, есть приграничные споры. Речь не только о свободном передвижении по всему региону — большие сложности существуют даже между соседними государствами.
Ограниченными остаются авиасообщения между странами ШОС. Так, например, из Душанбе в Нью-Дели — всего лишь два полёта в неделю, а с Исламабадом и Бишкеком вообще нет авиасообщения.
Развитие транспортных и логистических центров ШОС
Развитие транспортных путей и логистических центров остаётся наиважнейшей задачей, стоящей перед странами ШОС, считает эксперт.
Членство Ирана в ШОС даёт возможность более активно использовать и Каспийское море, так как только транзит через ИРИ позволяет связать каспийское побережье с Индийским океаном.
«Вместе с тем для полноценного использования данного маршрута необходимы колоссальные инвестиции. Необходимо развивать портовую инфраструктуру во всех прикаспийских странах, в разы увеличить торговый флот в каспийском бассейне, расширить железнодорожную сеть внутри Ирана.
Для того чтобы у стран ШОС появилась возможность активно развивать торгово-экономические отношения, очень важно, чтобы транскаспийский маршрут заработал в ближайшие сроки. И без совместных усилий стран организации не получится добиться транспортной взаимосвязи», — подытожил эксперт. Материал подготовил Коротовских Евгений