Самое ценное, что есть в мусульманине – это верность Всевышнему. Она же определяется его внутренним состоянием, а потом внешним поведением относительно Аллаха и того, что связано с религией. По-настоящему верующего ничто не может отвлечь от сей верности, как сказал Господь в Коране:
«…мужи, которых ни торговля, ни купля-продажа не отвлекают от поминания Аллаха, совершения намаза и выплаты закята!» (Ан-Нур, 37).
Эталон её абсолютного проявления был продемонстрирован самим Посланником Аллаха ﷺ в ночь Исра валь-Мирадж и вложен в суть намаза. Аллах Субханаху ва Тааля оценил это и запечатлел в следующем аяте:
«Взор Мухаммада не отрывался и не переходил границы дозволенного (величайший адаб пророка перед Господом миров!). А ведь он увидел величайшее из знамений своего Господа!» (Ан-Наджм, 17-18).
Человек, сталкиваясь с чем-то поразительным в своей жизни, может потерять дар речи, увлечься этим или даже утратить разум. Но Пророк ﷺ, несмотря на представившееся ему самое удивительное знамение, которое только мог бы увидеть смертный, хранил в своём сердце одно – верность Тому, Кто является Хозяином всего сущего.
Разве может что-либо быть удивительнее, желаннее Его?! Посланник Аллаха ﷺ испытывал трепет лишь перед Ликом Создателя – истинным сокровищем, потому его совершенно не пленило великолепие того, что ниже Него!
Это, поистине, первый важнейший урок для мусульман о том, каким должно быть их состояние во время совершения намаза – своего мираджа к Аллаху. Оттого прописаны адабы поведения относительно каждой части тела в молитве и упомянута важность сердечного настроя (хушу’) в ней.
Намаз, в отличие от всех остальных предписаний, таит в себе и такую особенность, которая ещё раз указывает на истину того, что он действительно является мираджем верующего – приглашением самим Господом: в намазе нет участия посредника между Аллахом и рабами – ангела Джибриля (а.с.).
Как известно, аяты Корана и иные повеления нисходили Пророку ﷺ через Джибриля, но пятикратная молитва была вменена этой умме лично Всевышним. Там, куда этот великий ангел не имел доступа, но имеют духовный доступ верующие, читающие намаз истово. Потому своевременное и достойное чтение молитвы должно восприниматься каждым верующим как особая честь, словно он тоже, подобно пророку, лицезрит Господа миров во время её совершения!
Несомненно, Мухаммад ﷺ, сказав однажды: «Намаз – свет моих очей!» (Насаи, «Ишратун-Ниса», I), – описал именно это состояние в молитве и перед смертью завещал своей общине внимательное отношение к нему.
Автор: Айна Замаева