В новой геополитической реальности Россия оказалась на пороге установления всеобъемлющих отношений с некогда непримиримыми врагами — движением «Талибан», вновь обретшим власть в Афганистане. Об этом заявил зампредседателя Совета безопасности РФ Дмитрий Медведев.
«Двадцать лет — достаточный срок для того, чтобы мир совершил головокружительные пируэты, — отметил Медведев. — В начале нового тысячелетия мы считали талибов террористами, а американцев — союзниками в борьбе с экстремизмом. Ныне ситуация диаметрально противоположная: талибы восстановили свой суверенитет, и мы близки к налаживанию с ними всесторонних связей», — подчеркнул он.
По мнению российского чиновника, нынешние афганские власти предпринимают попытки вести конструктивный диалог.
«Насколько искренне? Время покажет», — добавил он с долей скептицизма.
Ранее директор второго департамента Азии МИД РФ Замир Кабулов сообщил, что МИД и Минюст России представили президенту Владимиру Путину предложение об исключении «Талибана» из списка запрещенных организаций. Более того, талибы получили приглашение принять участие в Петербургском международном экономическом форуме.
Глава МИД РФ Сергей Лавров отметил, что инициатива о возможном исключении «Талибана» из списка террористических организаций отражает объективную реальность.
В то же время, президент России Владимир Путин призвал «исходить из реалий» в ответе на вопрос о возможном исключении находящихся у власти в Афганистане талибов из списка запрещенных в РФ организаций.
Радикальное исламистское военизированное движение «Талибан» пришло к власти в Афганистане в августе 2021 г., свергнув правительство президента Ашрафа Гани.
Власть талибов не признана ни одним из государств, входящих в ООН, при этом многие страны поддерживают контакты с движением, в том числе и Россия.
Так, например, пакистанская разведка ISI уже давно поддерживает «Талибан». Экс-премьер-министр Пакистана Имран Хан в то время приветствовал захват власти талибами в Кабуле, назвав его «освобождением Афганистана».
Китай, помимо России, также открыт к сотрудничеству с талибами: еще в конце июля 2021 глава МИД КНР Ван И встретился с Абдулом Гани Барадаром — сооснователем «Талибана» и политическим лидером радикального движения.
Интерес Пекина, с одной стороны, носит чисто экономический характер: Китай хочет получить доступ к афганским полезным ископаемым и включить Афганистан в свой проект «Новый шелковый путь».