«Иран не намерен возобновлять контакты с Вашингтоном, пока США поддерживают Израиль и сохраняют военное присутствие в Западной Азии», — заявил верховный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи.
Он также подчеркнул, что любые разговоры о «сотрудничестве» бессодержательны без смены американского курса в регионе.
«Конфликт между Исламской Республикой Иран и США – это не тактическое разногласие. Это фундаментальный конфликт. Это столкновение интересов между двумя течениями: США и Исламской Республикой», — подчеркнул Хаменеи.
Контрастом к этой позиции звучат недавние слова президента США Дональда Трампа о готовности к «сделке» с Тегераном и «открытой руке дружбы» — но Исламская Республика Иран расценивает это как риторику без фактических изменений политики.
«Сотрудничество с США невозможно»: каковы условия Хаменеи?
В своей речи Хаменеи сформулировал три ключевых препятствия, из-за которых взаимодействие Тегерана с Вашингтоном невозможно: поддержка Израиля, американские базы в регионе и вмешательство во внутренние дела стран Западной Азии.
Пока эти параметры неизменны, «сотрудничество невозможно», сказал он.
На ближайший прогнозируемый период Тегеран не видит оснований для разрядки — даже несмотря на дипломатические и посреднические каналы.

Ранее, американский исследователь государственной политики Юсуф Азизи выступил с критикой в адрес телеканала BBC, заявив, что в словах Аятолла Хаменеи нет ни капли преувеличения.
По его мнению, «законность лоббирования в США превратила американскую политику в арену влияния — “израильского” лобби, которое определяет внешнеполитические решения Вашингтона, особенно в отношении исламских стран».
Американский месседж и реальность двусторонних переговоров
13 октября Трамп в выступлении заявил, что США «готовы к сделке, когда будет готов Иран», повторив тезис об «открытой руке сотрудничества».
Однако с иранской стороны звучат сигналы: разговор возможен лишь при ощутимой корректировке американского курса — прежде всего по Израилю и региональному военному присутствию.
Медиа в регионе фиксируют ту же развилку: политическое желание «перезапуска» декларируется, но структурные условия, на которых настаивает Тегеран, остаются неизменными.