В настоящее время в Центральной Азии возникают значительные угрозы безопасности. Это связано с различными факторами, как внутренними, так и внешними. О том, как можно преодолеть их в интервью ИА «Eurasia Today» рассказал директор Центра стратегических исследований Евразии, политолог Жумагулов Бакытбек.
— Какие угрозы сейчас есть для Центральной Азии?
— Вообще у всех стран Центральной Азии имеются свои Концепции национальной безопасности, где и определены все основные аспекты безопасности, вызовы, риски и угрозы.
В документе подробно описаны принципы и механизмы реагирования на всевозможные угрозы безопасности как внутренних, так и внешних аспектов.
В то же время, у каждой из пяти постсоветских стран ЦА есть свои специфические вопросы безопасности со своими национальными, экономическими, социальными и внутриполитическими особенностями.
Как показывает современная история стран Центральной Азии (к примеру недавние события в Казахстане, Узбекистане (Каракалпакстане), Таджикистане (Горном Бадахшане), Кыргызстане в 2020 – 2022 годах), внутренние факторы, приводящие к беспорядкам, жертвам среди населения являются ключевыми вызовами, рисками и угрозами безопасному развитию этих стран.
Обычно эти вызовы, риски и угрозы связаны не с одним фактором, а с несколькими. Борьба за власть, политические разногласия в обществе, деятельность экстремистских религиозных сил, региональная рознь, межэтнические противоречия и так далее – все они могут быть причиной дестабилизации общественно- политической ситуации в этих странах.
Однако наиболее распространённой внутренней причиной угроз безопасности является недовольство населения этих стран, которое, в свою очередь, связано с бедностью, безработицей, неравенством, коррупцией и социальной несправедливостью.
Это общие проблемы во всех странах Центральной Азии. Каждая страна по-своему решает эти вопросы, некоторые игнорируют решение данных вопросов и закладывают мины замедленного действия.
Национальные интересы и безопасность стран Центральной Азии, также напрямую связаны с ситуацией в Афганистане.
В связи с уходом США и коалиционных сил из Афганистана и приходом к власти в этой стране нового политического руководства в 2021 г. в вопросах безопасности стран Центральной Азии, актуализируются данные вопросы практически для всех стран Центральной Азии. Вызовы, риски и угрозы с Афганистаном связаны через вопросы безопасности международного терроризма и деятельностью террористических организаций, торговли наркотиками.
— Как регион сможет обезопасить себя в условиях угроз 21 века?
— Поскольку наибольший риск представляют собой внутренние проблемы, основным способом поддержания безопасности и стабильности в Центральной Азии должно стать их устранение. Даже барьер от внешних опасностей должен возводиться в первую очередь внутри стран. Собственно, государства Центральной Азии это всё яснее осознают, и на это должны быть направлены реформы.
Ключевыми элементами реформ должны быть экономическое развитие, искоренение бедности, борьба с коррупцией, социальная справедливость, повышение уровня жизни населения и обеспечение национального развития и социальной стабильности.
Высока вероятность обострения региональных вызовов и угроз в лице терроризма, контрабанды наркотиков, незаконной миграции, гуманитарных вопросов. ШОС, являясь важным элементом евразийской архитектуры безопасности, обладает хорошим потенциалом для того, чтобы противостоять данным угрозам на региональном уровне.
Страны Центральной Азии все активнее стремятся к международному сотрудничеству в борьбе с терроризмом. На заседаниях ШОС и ОДКБ вопросы противодействия терроризму – всегда на повестке дня.
В то же время, из этих стран Казахстан и Кыргызстан состоят в Организации Договора коллективной безопасности, где делается аспект на угрозах внешней военной безопасности стран. ОДКБ использовался в Казахстане в ходе январских событий 2022 года.
— Как странам Центральной Азии не поддаваться давлению крупных держав?
— Да действительно, 2023 год ознаменовался парадом встреч в формате С -1+5, с лидерами Китая, Европейского союза, США. В стратегических документах США и Европейского союза отмечено, что политика этих стран в Центральной Азии направлена на содействие укрепление независимости и ограничение влияние России и Китая в Центральной Азии.
В тоже время после развала СССР и начала получения независимости, многие страны Центральной Азии в вопросах внешней политики выбрали так называемую стратегию «многовекторной внешней политики». Учитывая историю этих стран, географическое расположение, современное состояние мировой системы безусловно для стран центральной азии, очень необходимо грамотная реализация такой многовекторной внешней политики.
Во-вторых, конечно, для стран Центральной Азии, в идеале было бы необходимо создание единой рабочей площадки на которых возможно было бы обсуждение и принятие единых согласованных решений по вопросам внешней политики.
Возможно это вопросы будущего, но мы уже наблюдаем определенные подвижки в таких вопросах. Этому способствует, и смена лидеров и приход можно так сказать второго поколения лидеров в странах Центральной Азии.
Кооперация, возможно в недалеком будущем интеграция и применение многовекторной политики могут препятствовать давлению внешних игроков, регион может приобрести субъектность.
— Нужно ли улучшать взаимоотношения среди стран Центральной Азии для укрепления безопасности?
— Разумеется, это крайне необходимо. В условиях изменяющейся картины мира, конфликта между Россией и Украиной, санкций против РФ и активизацией внешних игроков перед странами центральноазиатского региона активизируются риски продовольственной, энергетической безопасности. Эти вызовы актуальны в настоящем году.
21 июля 2022 года в Кыргызстане по итогам Консультативной встречи глав государств Центральной Азии Президенты Кыргызстана, Казахстана и Узбекистана подписали Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве в целях развития Центральной Азии в XXI веке.
Таджикистан и Туркменистан обещали присоединиться к документу после завершения внутригосударственных процедур.
Договор послужит прочной основой для дальнейшего углубления взаимовыгодного сотрудничества между государствами Центральной Азии, выстраивания оптимальной модели взаимоотношений с мировым сообществом и выработки общих подходов к современным вызовам и угрозам, а также будет способствовать развитию межгосударственного взаимодействия в Центральной Азии.
Интервью взял Коротовских Евгений