На международной арене действующий афганский режим продолжает находиться в подвешенном состоянии: его признают де-факто, как объективную реальность, но инкорпорировать его в международные структуры не спешат. Издание «Восточный экспресс 24» проанализировал, насколько может быть полезен ШОС для вывода современной власти в Кабуле из тени.
Государство Шрёдингера
Афганистан сегодня – это государство, которое как бы есть, но которого как бы нет. То есть, понятно, что Афганистан существует. Более того, имеет богатую и непростую историю, сложное и неоднозначное настоящее и туманное будущее.
Однако тип международных отношений, который существует в мире и который может нам не нравиться или, наоборот, нравиться, сложно переваривает государство-одиночку, не включенного в разного рода региональные и международные политические процессы.
Такую красоту может позволить себе только Северная Корея, но и в ее случае все не так просто: с большими оговорками можно сказать, что на международном уровне ее представляет Китай, а с недавнего времени и Россия. Это первое.
Второе. Афганистан и не хочет быть государством-одиночкой, этаким парией, которого гонят из приличного дома.
Афганская элита всемерно пытается встроиться в те или формы сотрудничества, но пока, признаем, у нее получается так себе: на форумы пускают, руки пожимают, но, как дело доходит до серьезного разговора, их визави начинают смотреть на часы и куда-то торопиться. До сих пор ни одна страна мира не признала нынешнее правительство в Кабуле легитимным.
Талибам, понятное дело, обидно. Но и афганских визави понять можно: сколько уже твердят о том, что Афганистану необходимо подумать об инклюзивном правительстве, в котором были бы представлены не только пуштуны (примерно 15 млн человек), но и другие народы Эмирата, коих наберется еще примерно 23 млн человек.
Многих смущают и довольно брутальные традиции политической борьбы, присущие талибам. Словом, есть вопросы. С другой стороны, несомненным успехом нынешнего режима в Кабуле является борьба с опиумными плантациями. Это заносим в графу с плюсами.
Групповая терапия
Как бы то ни было, но долгое время ситуация «ни да, ни нет» продолжаться не может. В конце концов, талибы могут обидеться, замкнуться в себе и начать заниматься всякими нехорошими делами.
Мы иронизируем только отчасти – если гостя, да еще и, судя по всему, с вполне добрыми намерениями, долго держать в передней, то гостю может надоесть, и он начнет крушить мебель, оскорбившись в лучших чувствах.
Механизмы признания нынешнего афганского режима можно попробовать нащупать через контактную группу ШОС – Афганистан, которая имеет достаточно долгую историю.
Отметим, что интерес Эмирата к ШОС тоже давний и вполне естественный: в конце концов, страна располагается в центре континента, являющегося, так сказать, опорным для ШОС.
В 2005 году Афганистан подписал протокол о создании контактной группы ШОС — Афганистан; однако деятельность группы была приостановлена в 2009 году. В 2012 году Афганистан стал наблюдателем в ШОС.
В 2015 году Афганистан подписал протокол о борьбе с терроризмом с Региональной антитеррористической структурой ШОС. В том же году Кабул подал заявку на полноправное членство в группе. Но дальше все как-то замялось по огромному количеству причин. Хотя время от времени и вспоминали об этом формате. Вот, например, слова Путина в 2021 году:
«Сейчас перед нашей организацией остро стоит задача по проведению общей, согласованной линии с учетом тех серьезных рисков, которые связаны с обострением ситуации в Афганистане после поспешного вывода, если не сказать бегства, из этой страны сил США и их союзников по НАТО.
Ведь все мы хорошо понимаем, что происходящее в Афганистане напрямую проецируется на интересы безопасности государств — членов ШОС. Можно было бы проработать вопрос о возобновлении деятельности контактной группы ШОС — Афганистан, которая как раз и создавалась в свое время для работы с афганскими партнерами».
Убегающие американцы оставили в Афганистане немало «закладок», через которые планируют влиять на ход событий в регионе и, разумеется, деструктивно. В интересах региональных игроков продумать возможность возобновления деятельности формата ШОС – Афганистан, хотя бы для решения наиболее острых проблем, стоящих сегодня перед Кабулом. Конечно, никто не говорит о скором принятии Афганистана в ШОС, но некоторую подготовительную работу в рамках контактной группы вполне можно выполнить.