Глава МИД Ирана Мохаммад Джавад Зариф завершил свое турне в страны Центральной Азии. О том, почему Зариф посетил регион и с чем он больше связан своим мнение с изданием «Eurasia Today» поделился, политолог Марс Сариев.
Узбекистан стал первой страной, в которую отправился главный дипломат Ирана 5 апреля. Следом он совершил визит в Кыргызстан, затем Казахстан и завершил свое турне в Туркменистане. С Таджикистаном переговоры были проведены во время саммита «Сердце Азии — Стамбульский процесс», состоявшийся в конце марта.
По мнению эксперта, визит министра иностранных дел Ирана Мохаммада Джавада Зарифа в страны Центральной Азии связан с тем, что сейчас обостряется обстановка в регионе.
«Возможна дестабилизация центрально-азиатского региона, в частности Синьцзян-Уйгурский автономный район Китая, в связи с непростой обстановкой в Афганистане», — считает Сариев.
Как известно исламское движение восточного Туркестана выведено Соединенными Штатами из списка террористических. В связи с уйгурским вопросом началась на западе очень сильное давление на Китай.
Например, некоторые европейские компании перестали закупать хлопок в Синьцзяне. По этому поводу в Китае разразился скандал: общественность призвала к бойкоту H&M и Nike. Кроме того, Западом идет давление в культурном и экономическом плане. США как никто муссируют уйгурский вопрос.
По словам политолога, все это не просто так, и однозначно может быть связано с тем, что Иран идет на сильное военно- политическое сближение с Китаем.
Речь идет о соглашении на 25 лет в политическом, стратегическом и экономическом сотрудничестве. Оно было подписано 27 марта министрами иностранных дел Китая Ван И и Мохаммад Джавадом Зарифом.
Предполагается, что в ближайшие 25 лет Китай инвестирует $400 млрд. в 10 отраслей иранской экономики: телекоммуникации, банковское дело, инфраструктуру (порты, железные дороги), здравоохранение, информационные технологии, нефтедобычу и другие.
При этом расчёты между Китаем и Ираном будут производиться в китайских юанях и недавно введенных в оборот цифровых юанях, стороны будут стараться избегать расчётов в долларах США.
«Согласно этому соглашению китайские военно-морские силы будут базироваться в иранских портах. Получается, что в Персидском заливе появляются военные базы Китая на территории Ирана», — сказал аналитик.
По словам эксперта, все это очень сильно накаляет обстановку на Ближнем Востоке. Запад стремится предотвратить такого рода Альянсы и непонятно где сейчас в дальнейшем полыхнет, в Центральной Азии или же на Ближнем Востоке.
«Сейчас на Южном Кавказе сложилась непростая обстановка особенно после войны в Карабахе. После этих событий прошел Тюркский совет, который способствуют образованию Тюркского союза. Вполне возможно, что идет сближение в военно-политическом плане тюркских государств», — добавил он.
Марс Сариев отмечает, что все это требует, чтобы Иран определился со своей позиции в быстро меняющийся обстановке на Южном Кавказе.
«Иран находится под прицелом США и визит главы МИД Ирана Джавада Зарифа в ЦА — некая разведка ситуации. Тегерану нужно заручиться договоренностями и поддержкой стран Центральной Азии, чтобы регион отчетливо понимал иранскую позицию и для выработки дальнейшего плана действий», — считает аналитик.
Попытки дестабилизировать Иран есть и будут только усиливаться особенно после союза с Китаем. Очень непростая ситуация в Центральной Азии, которая тоже беспокоит Иран, заключил Сариев.
А что Россия и причем Турция?
Тегеран является союзником Москвы и действует по ситуации. Иран заинтересован так же, как и Россия в стабильности в Центральной Азии, — считает политолог.
По словам, эксперта, ИРИ внимательно приглядывается к намечающемуся тюркоязычному союзу, особенно после конфликтов на южном Кавказе.
В результате войны Турция усилила свои позиции в регионе и соответственно Азербайджан находится под контролем Анкары.
Армения, получавшая поддержку со стороны Ирана и России сильно ослабла. Позиции Ирана сегодня на Южном Кавказе стали слабее.
«Поэтому я думаю Турция будет работать над сближением и созданием тесного военного союза тюркских государств в который должны будут войти страны Центральной Азии. Эти тенденции можно было наблюдать в последнем совете тюркоязычных государств. Все-таки сближение идет и очень быстрыми темпами», — заключил Сариев.
По итогам турне Зарифа в страны Центральной Азии
Узбекистан
По итогам визита в Узбекистан особое внимание было уделено вопросам экономического сотрудничества, развития торговых связей и продвижения новых проектов кооперации.
Отмечена важность наращивания взаимодействия в транспортно-коммуникационной сфере, в том числе эффективного задействования иранских морских портов и развития транспортного коридора Узбекистан-Туркменистан-Иран-Оман.
Кыргызстан
Иран и Кыргызстан обменялись мнениями по делам регионального и международного характера. Глава МИД КР Руслан Казакбаев назвал Иран стратегическим партнером Кыргызстана.
Главы внешнеполитических ведомств обеих стран заострили внимание на региональных вопросах, мирном процессе в Афганистане. Стороны рассмотрели расширение политического, торгово-экономического, культурно-гуманитарного и инвестиционного сотрудничества.
Тегеран и Бишкек договорились провести 13-е заседание Совместной экономической комиссии, расширения политических и консульских консультаций и расширения двустороннего сотрудничества в области транспорта.
Казахстан
Глава МИД Ирана Джавад Зариф обсудил с Мухтаром Тлеубердиевым текущее состояние и перспективы развития двустороннего сотрудничества, а также обменялись мнениями по актуальным вопросам международной и региональной повестки дня. Министры рассмотрели пути наращивания торгово-экономического сотрудничества.
Так же был обсужден вопрос необходимости координации совместной работы по вопросам развития региона Каспийского моря. Стороны положительно оценили взаимодействия в рамках ООН, СВМДА, ОИС, ОЭС и других международных организациях, согласились продолжить работу в этом направлении.
По итогам переговоров стороны подписали Программу сотрудничества между министерствами иностранных дел РК и ИРИ.
Туркменистан
Тегеран и Ашхабад детально рассмотрели культурно-гуманитарное сотрудничество. Стороны выразили заинтересованность в организации совместных культурных мероприятий.
Также отмечен позитивный опыт взаимодействия между регионами двух стран. Страны договорились работать над развитием контактов по линии науки, образования и медицины между Туркменистаном и Ираном.
Эксперт отмечает, что сейчас в Кыргызстане очень острая экономическая ситуация, следовательно, этой весной возможен социальный взрыв.
«После референдума по новой Конституции Кыргызстана, который состоится 11 апреля, возможна дестабилизация в стране. Неправительственный сектор выйдет на митинги, соответственно понятно, что эти акции запланированные, за которыми стоят глобальные игроки», — заключил политолог.
По итогам визита главы МИД Ирана в страны Центральной Азии можно резюмировать, что Иран заинтересован в более тесном торгово-экономическом сотрудничестве, которое невозможно без стабильности и безопасности. Возможная дестабилизация региона не выгодна ни Тегерану, ни Москве и ни Пекину.