Ум vs разум и что говорит ислам о положении умалишенных?

Разум является высшим качеством человека. Ведь именно благодаря наличию разума он способен нести ношу, возложенную на него Создателем Азза ва Джалля – быть ханифом на земле, а также осознанно совершать те или иные поступки. Это отличительная черта человека от многих творений, дающая ему справедливое превосходство над ними:

«Мы даровали людям явное превосходство над многими другими тварями» (Аль-Исра, 70).

Потому лишённые этой черты не могут быть наравне с разумными, с них невозможно требовать и ожидать определённой ответственности. Религия – путь, обременённый сводами законов и духовных дисциплин, придерживаться которых способны только обладающие разумом.

Но не следует путать его с умом, относящимся лишь к способности думать и усваивать информацию (что дано даже животным). Его достаточно как базы. Например, с его помощью человек определяет, что ему нравится, а что нет. Скажем, горькое лекарство или укол вряд ли кому понравятся, однако именно разум говорит об их полезности.

Иначе говоря, разумность означает способность рассуждать, познавать смыслы, развиваться самостоятельно (опираясь на волю), превосходить животные потребности, различать хорошее от плохого, полезного от вредного, правильного от неправильного.

Это огромное отличие от того, что вложено в виде готовой информации или в качестве врождённого свойства, типа рефлексов (нас ведь всегда поражает то, откуда животные сразу знают, как действовать, чем питаться и прочее, тогда как человек всему этому обучается в течении жизни и познаёт их смыслы!):

«Вот твой Господь возвестил ангелам: «Я установлю на земле наместника». Они сказали: «Неужели Ты поселишь там того, кто будет распространять нечестие и проливать кровь, тогда как мы прославляем Тебя хвалой и освящаем?». Он сказал: «Воистину, Я знаю то, чего вы не знаете!» Господь научил Адама всевозможным именам, а затем показал их (творения, наречённые именами) ангелам и повелел: «Назовите мне их имена, если вы говорите правду!» Они ответили: «Пречист Ты! Мы знаем только то, чему Ты научил нас. Воистину, Ты – Знающий, Мудрый» (Аль-Бакара, 30-32).

Если разум расценивается выше ума, то расстройство ума (умалишённость) вовсе выводит человека из зоны всякой ответственности, о чём упоминается в хадисе: «Нет религии у умалишённого…» (Суюти, Джамиуссаир, 3, 535/4242).

Посланник Аллаха ﷺ также говорил: «С троих не будет спроса за их действия: с сумасшедшего, со спящего, пока он не проснётся, и с ребёнка, пока он не достигнет состояния булю’ (совершеннолетие, когда человек достигает физического (полового) и психологического развития, при котором способен понимать последствия своих деяний, шариат определил этот возраст с 9 до 15 лет)» (Абу Дауд, Тирмизи).

Таким образом, ответственность за обязательства тесно связана с умом человека и может обуславливаться лишь его наличием. То есть, при наличии ума, с человека непременно будет спрошено за его поступки, веру и неверие. 

Ведь он изначально создан способным к разумению и внимать наставлению Всевышнего. Этому мешают лишь его нежелание, высокомерие, лень нести ответственность, что не является оправданием в глазах Господа миров, а Его ослушанием.

По мнению имама Газали (р.а.), умалишённые не понесут наказание за неисполнение религиозных границ и Всевышний обязательно введёт их в Рай. А некоторые другие учёные считают, что те, до кого не дошёл призыв к истине, умалишённые и дети неверующих (умершие в детском возрасте), после смерти будут превращены в прах так же, как и животные. Они объясняют это тем, что для вхождения в Рай нужен иман (вера), а для вхождения в ад – куфр (неверие).

Те же, кто лишился ума после того, как определённую часть жизни прожил, будучи верующим в уме, будут спрошены за период, прожитый в здравии. И, по милости Аллаха, грехи таких людей будут прощены за счёт испытания безумием. Ведь, как известно из хадисов, болезни становятся искуплением многих грехов. Но Аллах знает об этом лучше.

Как бы там ни было, ясно одно: лишённые ума люди не способны оценивать греховное и благое, понимать их смыслы. Следовательно, не могут нести ответственность. И, согласно более весомому мнению большинства учёных ислама, Милостивый Аллах введёт их в райские сады полноценными людьми.

Поистине, Ему известно, по какой причине Он создал их таковыми, а верующие видят мудрость этого в том, чтобы здоровые могли благодарить Всевышнего за дарованные блага и за возможность осознанно прожить жизнь в поклонении, в статусе высшего творения.

Пунктуация и орфография автора. 

Автор: Айна Замаева

ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ