Конфликт между Таджикистаном и Кыргызстаном не только обнажил противоречия между странами-участницами ОДКБ, но и дал шанс для США использовать его против присутствия в регионе России.
Сам этот конфликт вызвал много вопросов у участников Договора к данной организации. Одним из последствий стал отказ Кыргызстана принимать у себя военные маневры ОДКБ «Нерушимое братство» в октябре 2022 года.
По этому поводу эксперт Института общественный политики Кыргызстана Марс Сариев заявил изЦеданию «Взгляд», что учения с участием таджикских военных могут вызвать в Кыргызстане очень сильный социальный протест.
В тот же период в Кыргызстан с необъявленным визитом прибыла делегация американских военных во главе с директором по ресурсам и анализу Центрального командования США, база ВВС «Макдилл» Робертом Унгером.
Произошло это событие после окончания очередного витка напряженности между таджикской и киргизской сторонами. По приезду американцы сразу направились на границу между двумя странами, где знакомились с существующими проблемами.
Данный факт вызвал недоумение в парламенте Кыргызстана. Депутат Жогорку Кенеша Адахан Мадумаров поинтересовался, зачем военная делегация США посещала Баткенскую область? «Военную делегацию США встречают наши заместители министра, проходят большие мероприятия.
Это невиданное попустительство, когда отношения с соседней страной остаются напряженными. Мы к тому же члены ОДКБ, ситуация непонятная. С какой целью они приехали, кто пригласил, с кем сотрудничают?», возмутился парламентарий.
Другой депутат ЖК, Исхак Масалиев задал сразу несколько вопросов по данному поводу: «Между нашими странами [Кыргызстан и США] сейчас нет договоров и соглашений о подобном сотрудничестве. Кто дал разрешение?
Разве это не шпионаж, не сбор разведывательных данных? Почему каждую неделю тот или иной кыргызский чиновник встречается с людьми из США, жалуется им и просит помощи?».
В эфире радио Sputnik глава Евразийского аналитического клуба Никита Мендкович дал следующую оценку данному визиту.
«Визит американских военных — это еще один шаг США к дестабилизации обстановки в Центральноазиатском регионе. Хотел бы обратить внимание, что де-факто визит не объявленный, он ни с кем не согласовывался, и, по сути, делегация самочинно проникла в зону конфликта.
В стратегии Джо Байдена говорится, что Штаты хотят использовать Центральную Азию как источник нестабильности, чтобы наносить таким образом ущерб Китаю и России, которых Вашингтон считает открытыми противниками. Поэтому визит американских военных означает, что они прибыли в конфликтную зону искать пути дестабилизации, возобновить конфликт».
Стоит также упомянуть тот факт, что США прилагают значительные усилия по подталкиванию Кыргызстана к подписанию со Штатами военного соглашения. Некоторые эксперты говорят, что одним из последствий данного союза станет размещение на территории страны военных биолабораторий.
Ранее, в августе 2022 года на территории Таджикистана под эгидой США прошли военные учения «региональное сотрудничество 2022». В них приняли участие представители армий США, Пакистана, Монголии, Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана и Таджикистана.
Выступая на открытии учений, американский посол в Душанбе Джон Марк Поммершайм выразил уверенность, что данная инициатива «внесет важный вклад в поиск мирных решений региональных и глобальных проблем», а также послужит расширению обмена информацией и развитию сотрудничества в сфере безопасности.
Во-первых, это вызвало недоумение в экспертных кругах по поводу того, как страны-участницы ОДКБ могут обмениваться информацией оборонного характера с США?
Во-вторых, этот факт опять-таки продемонстрировал отношение этих стран к ОДКБ.
В-третьих, не совпадение ли, что буквально через несколько недель после окончания учений произошли боестолкновения между вооруженными силами Таджикистана и Кыргызстана?
Таджикистан тоже не отстает от военного сотрудничества с США и регулярно получает от этой страны различную военную помощь. Из последнего, в ноябре текущего года Посольство США подарило Национальной гвардии Таджикистана 10 джипов. А в сентябре, по данным издания
Независимая газета со ссылкой на «Politico», в обмен на содействие в борьбе с терроризмом США намерены передать Узбекистану и Таджикистану 46 военных самолетов и вертолетов, переправленных в центральноазиатские республики летчиками афганских военно-воздушных сил.
Также хотелось бы упомянуть роль НПО и НКО в дестабилизации обстановки в странах Центральной Азии и переориентации их внешней политики от России в сторону Запада. Определенный вклад до недавнего времени конечно же был.
Это и организация проукраинских и антироссийских митингов, и продвижение различных общественно-политических точек зрения в обществе центральноазиатских стран. Но с недавнего времени обстановка немного изменилась.
В конце октября в Кыргызстане была запрещена деятельность прозападного медиа «Азаттык медиа» и арестованы около 20 оппозиционных активистов гражданского общества, журналистов, блогеров и правозащитников, многие из которых были сотрудниками НКО и НПО.
Также Фонд «Открытое общество» американского миллиардера Джорджа Сороса закрывает свое отделение в Таджикистане спустя 25 лет работы.
Официально, решение принято в связи с пересмотром деятельности организации и реструктуризацией более чем 20 полуавтономных национальных фондов по всему миру с применением нового регионального подхода.
Не официально, по мнению «Eurasia Daily», политические угрозы от деятельности фонда Сороса для Таджикистана превышали возможные экономические дивиденды.
На сколько «временно» активность подобных организаций в Средней Азии будет снижена покажет только время.
Еще одной лакмусовой бумажкой ослабления позиций России в Средней Азии может послужить критическое выступление Президента Таджикистана Эмомали Рахмона, происшедшее в октябре в Астане в рамках встречи глав государств в формате «Центральная Азия – Россия».
Глава Таджикистана обозначил чисто диалогово-информационный характер сотрудничества между странами без реальных действий, недостаточное внимание к небольшим странам региона со стороны России, отсутствие поддержки в развитии и подверг критике ряд аспектов стратегического партнерства с Россией.
Открытым также является вопрос выразил ли Президент Таджикистана только свою точку зрения или же, как самый опытный руководитель страны из всех присутствующих на встрече в Астане глав центральноазиатских государств, высказал общее мнение?
Совокупность этих и других факторов, таких как: перманентное желание Турции создать крепкий союз тюркских государств в регионе, экономические интересы Китая с его гигантскими проектами, вопросы стимулирования антироссийских настроений в Казахстане, потенциальное возвращение США в Афганистан и их сотрудничество с талибами и т.д., создают общую картину угроз для потерь российских позиций в регионе.
Продолжение следует
Материал подготовил Алексей Фомин