وَلِكُلٍّ جَعَلْنَا مَوَالِيَ مِمَّا تَرَكَ الْوَالِدَانِ وَالأَقْرَبُونَ وَالَّذِينَ عَقَدَتْ أَيْمَانُكُمْ فَآتُوهُمْ نَصِيبَهُمْ إِنَّ اللّهَ كَانَ عَلَى كُلِّ شَيْءٍ شَهِيدًا (33)
«Каждому человеку Мы определили близких, (которые наследуют) то, что оставили родители и родственники. И тем, с кем вы связаны клятвами, отдавайте их долю. Поистине, Аллах – Свидетель всему» (Ан-Ниса, 33).
По поводу той части этого аята, где говорится: «И тем, с кем вы связаны клятвами, отдавайте их долю», от Ибн Аббаса передается следующий риваят: «Во времена джахилии люди заключали друг с другом соглашение, говоря: «Если один из нас умрет раньше другого, то тот, кто останется в живых, станет его наследником». И тогда Аллах Всевышний ниспослал аят: «Кровные родственники ближе друг ко другу, согласно предписанию Аллаха, чем верующие и мухаджиры, разве что вы сделаете добро своим друзьям. Так было записано в (Хранимой) Книге» (Аль-Азхаб, 6) [Табери, Джамиуль-Байан, 5/34].
В риваяте, переданном Ибн Джариром по каналу Авфи от Ибн Аббаса, говорится: «Во времена джахилии человек мог причислить себя к роду другого человека и следовать за ним. Тогда тот, за кем следовали умирал, то его наследники делили между собой его имущество, а тому, кто присоединился к роду того человека, не доставалось ничего. И тогда Аллах Всевышний ниспослал аят «И тем, с кем вы связаны клятвами, отдавайте их долю» [Абдуррахман ибнуль-Кемаль Джаляледдин ас-Суюти, Тафсируд-Дурруль-Мансур фит-Тафсириль-Ма`сур, 2/510].
В риваяте, переданном от Саида ибнуль-Мусаййеба, говорится: «Этот аят был ниспослан в отношении тех, кто помимо собственных детей, усыновлял других людей (причислял их к своему роду), и включал их в число своих наследников» [Табери, Джамиуль-Байан, 5/35; Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 105].
В риваяте, переданном Абу Давудом от Умму Са`д бинтур-Раби`, говорится: «Этот аят был ниспослан в отношении Абу Бакра и его сына Абдуррахмана. Когда Абдуррахман не пожелал принять ислам, то Абу бакр поклялся, что не станет оказывать ему никакой помощи и лишит его наследства. Однако, когда Абдуррахман принял ислам, то Аллах Всевышний, ниспослав этот аят, приказал через своего Посланника ﷺ, выделить Абдуррахману положенную ему часть наследства»[Абу Давуд, Фараиз, 16, хадис №: 2923; Фахруддин Ар-Разы, Мафатихуль-Гайб, 10/86].