Что общего у пророка Исы (а.с.) и пророка Адама (а.с.)

إِنَّ مَثَلَ عِيسَى عِندَ اللَّهِ كَمَثَلِ آدَمَ خَلَقَهُ مِن تُرَابٍ ثُمَّ قَالَ لَهُ كُن فَيَكُونُ

«Поистине, пример Исы перед Аллахом подобен примеру Адама (у обоих не было отца): (Аллах) создал его (Адама) из земли, после чего сказал ему: «Будь! (Оживи!)» – и тот ожил» (Аль-Имран, 59).

Было передано от Ибн Аббаса, что однажды к посланнику Аллаха (с.а.с.) прибыла делегация христиан из Наджрана, в которую входили Саййид и Акыб.

Обратившись к посланнику Аллаха (с.а.с.), они сказали: «О, Мухаммад! Ты упоминаешь о нашем друге (подразумевая пророка Ису (а.с.)». Посланник Аллаха (с.а.с.) спросил у них: «И как же я упоминаю его?».

Они сказали: «Ты говоришь, что он является рабом Аллаха». Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Да, он – раб Аллаха». Они сказали: «Видел ли ты кого-то, подобного ему, или слышал ком-то подобном?».

Сказав это, они ушли. После их ухода Джибриль принес повеление Аллаха: (Когда они придут к тебе, то скажи им) «Поистине, пример Исы перед Аллахом подобен примеру Адама…».

В риваяте, переданном от Шаби, сообщается, что делегация христиан из Наджрана прибыла к посланнику Аллаха (с.а.с.) и сказала: «Расскажи нам об Исе, сыне Марьям».

Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Он – слово Аллаха, зароненное в Марьям». Когда же они сказали, что Иса должен быть превыше этого, то был ниспослан аят «Поистине, пример Исы перед Аллахом подобен примеру Адама…».

Когда же христиане сказали: «Не подобает Исе быть подобным Адаму», то в ответ был ниспослан аят «А тому, кто станет спорить с тобой (о, Мухаммад) о нем (Исе) после того, как у тебя появилось знание (от Аллаха, не подлежащее сомнению), скажи: «Приходите! И давайте позовем наших сыновей и ваших сыновей, наших женщин и ваших женщин, (придем) сами, и вы (придете) сами, и попросим Аллаха, чтобы Его проклятие обрушилось на лжецов!» (Аль-Имран, 61) [Абдуррахман ибнуль-Кемаль Джаляледдин ас-Суюти, Тафсируд-Дурруль-Мансур фит-Тафсириль-Ма`сур, 2/229].

Катада приводит следующий риваят, касающийся вышеупомянутого случая: «Два главных священника жителей Наджрана Саййид и Акыб прибыли к посланнику Аллаха (с.а.с.) и стали расспрашивать его об Исе (а.с.).

Они спросили: «У каждого человека есть отец. Каково положение Исы, рожденного без отца?». И тогда Аллах Всевышний ниспослал этот аят.

В риваяте Судди сообщается, что делегация, прибывшая из Наджрана, состояла из четырех человек.

Когда посланник Аллаха (с.а.с.) получил пророчество и стал распространять свой призыв, жители Наджрана услышали об этом и отправили к нему четырех самых достойных своих людей: Саййида, Акыба, Масаргиса и Марихара.

Прибыв к посланнику Аллаха (с.а.с.), они спросили его, что он думает об Исе (а.с.). Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал им: «Иса – раб Аллаха, Его слово и дух от Него».

Они сказали: «Нет. Он – Аллах. Он снизошел со своего царства, вошел в Марьям, затем вышел из нее (был рожден) и показал нам свое могущество и повеления. Видел ли ты хоть одного человека, рожденного без отца?». И тогда Аллах Всевышний ниспослал этот аят [Табери, Джамиуль-Байан, 3/207-208].

По сути этот аят касается тех вопросов и тем, о которых спорили с посланником Аллаха (с.а.с.) христиане, прибывшие к нему из Наджрана.

Случай, описываемый в риваяте Судди, как будто бы произошел в другое время. Складывается впечатление, что, помимо визита делегации из Наджрана, состоявшегося в девятом году хиджры, была еще одна их встреча с посланником Аллаха (с.а.с.), состоявшаяся значительно раньше.

И хотя теоретически Саййид и Акыб могли посетить Медину и раньше, однако в исторических источниках упоминается лишь об одной такой встрече.

Источник: Islam-Today

ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ