Эрдогану пора собирать вещи и освободить Дворец?

Турецкий лидер теряет поддержку среди населения. Против Эрдогана играют инфляция, вновь обострившийся ковид и страдающий из-за него туристический сектор, снижение уровня доходов на фоне роста цен.

Кредитный бум, продолжающийся с 2017 г., привёл к значительной девальвации лиры. При этом при разумной экономической политике можно избежать катастрофы. Несмотря на существенную девальвацию национальной валюты, рост ВВП Турции в 2021 году составил 11%.

Однако для обуздания экономического кризиса необходимо значительно снизить внешнеполитическую активность. Но вот это как раз и представляет значительную трудность для нынешней власти, полагают в Институте русско-славянских исследований имени Н.Я. Данилевского.

Публицист телеканала Halk TV Мехмет Тезкан опубликовал следующую информацию:

«Какие результаты опросов любой исследовательской компании ни бери, истина одна — если завтра состоятся выборы, Эрдогану нужно будет собрать свои вещи и освободить Дворец». 

«Я просмотрел результаты опросов шести компаний. Перечислю их: Aksoy, Metropoll, Avrasya, ORC, Optimar, Yöneylem. ПСР находится на уровне 36% только в опросах исследовательской компании Optimar. В других — от 27% до 32%.

Можно сказать, что ее рейтинг упал ниже 30%. Если вы спросите, правда ли это, то я скажу, что 30% — отличный показатель для ПСР. В обычных условиях он должен был опуститься ниже 20%. Вы спросите, почему?», — отметил в своей последней публикации Тезкан.

Для инфляции в Турции не осталось якоря, поскольку она приближается к пику 80%

Тезкан дает следующий развернутый ответ на свой вопрос: 

«Почему люди должны отдать свой голос за ПСР? Режим единоличного правления превратил страну в место по проведению экспериментов, за один год миллионы людей превратились в нищих. Сотни тысяч людей покинули страну. Десятки тысяч квалифицированных специалистов находятся в тюрьмах. 

Уровень бедности увеличился. Купить овощи стало роскошью, не говоря уже о мясе, молоке, рыбе и курице. Турецкая лира стала одной из самых обесцененных валют в мире. 

Курс доллара вырос в четыре-пять раз, инфляция за 6 месяцев выросла с 20% до 80%. (Цифры взяты из официальных источников)».

Эрдоган сделал ставку на внешнюю политику и действительно достиг некоторых успехов, однако, например, прочно закрепить свои позиции туркам на постсоветском пространстве пока не удалось.

Внешнюю политику Эрдогана можно сравнить с тяжёлым камнем, который толкают в гору.

Но как только камень перестанут толкать, он стремительно покатится вниз и раздавит того, кто его толкал. Другими словами, отказавшись от активной внешней политики Эрдоган потеряет последний козырь. 

Исправить положение может «небольшая победоносная война». Вновь обострились греко-турецкие отношения. Однако Греция не представляет собой лёгкую добычу.

В случае агрессии помощь ей окажет Франция, и, с большой вероятностью, США. В этом случае турецкие шансы на успех станут ничтожными. Кроме того, Турция рискует быть исключённой из НАТО.

Ранее аналитики института отмечали, что Сирия и/или Армения гораздо более привлекательны в качестве «священной жертвы на алтарь внутреннего спокойствия Турции».

В военном отношении обе страны не представляют для Турции грозного противника. Однако обе имеют союзнические отношения с Россией, так что Эрдоган рискует испортить отношения с РФ и нарваться на серьёзный конфликт.

Кроме того, сирийские правительственные войска значительно укрепили свои позиции на севере страны, а Россия и Иран внимательно следят за действиями Турции.

Вступать в прямую конфронтацию без непосредственной поддержки Запада турецкий лидер не рискнёт. Руководство Армении также маневрирует, пытаясь не дать Турции повода для новой агрессии.

Кроме того, Москва и Тегеран постараются не допустить дальнейшего усиления Анкары на Кавказе.

Перед турецким лидером дилемма –  воевать с Грецией и Западом без помощи России и Ирана (этот конфликт объективно в интересах Москвы и Тегерана, так же как и ослабление Турции, к которому он мог бы привести) или с Сирией/Арменией и одновременно с Россией и Ираном, без гарантированной помощи Запада.

Любая из этих войн не будет ни быстрой, ни победоносной, а значит, чтобы удержать власть, Эрдогану либо придется в первую очередь решать экономические проблемы, либо идти на максимальный риск и начинать военные действия, что, впрочем, не гарантирует успех.

Наполеон говорил: в политике существуют положения, выйти из которых можно только ценой ошибки. Похоже, Эрдоган именно в такой ситуации.

Насколько уход Эрдоган не в интересах Москвы?

Тезис о том, что он «расколол Запад», не верен: он в определённом смысле противопоставляет (и то в основном на словах) Турцию Западу, но какая из западных стран готова, например, вместе с Турцией действовать против США? Никакая.

В чём тогда «раскол»? С другой стороны, Эрдоган такой же «пророссийский политик» как и Макрон. Но вот видимость дружбы с Россией он создавать умеет,  и за  химеру требует конкретной платы в виде расширения турецкого влияния на постсоветском пространстве.

По мнению экспертов института, приход откровенно прозападного политика к власти в Анкаре не так уж плох для России: на практике для Кремля ничего не изменится, а вот иллюзии насчет возможного российско-турецкого стратегического партнёрства рассеются окончательно и бесповоротно.

ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ