Что такое Ваххабизм, кто такие ваххабиты?

Арабская «весна» внесла огромную путаницу в головах людей, особенно в головах специалистов по Ближнему Востоку и даже ученых-исламоведов. Особенно в том, что касается участия в разжигании арабских цветных «революций» Саудовской Аравии и Катара. Почему-то эти государства вдруг стали называться суннитскими монархиями, хотя хорошо известно, что в основе их идеологии лежит вовсе не суннитская ветвь ислама, а ваххабизм-салафизм – наиболее консервативное и экстремистское сектантское направление в исламе. И оно никак не может считаться суннизмом. Более того, многие исламские богословы относят ваххабизм к ереси. Мекка и Медина должны принадлежать всем мусульманам Не зря на протяжении многих десятилетий многие выдающиеся представили исламского духовенства ради сохранения единства исламской уммы (семьи) и восстановления исторической и социальной справедливости призывали «изъять» две основные святыни ислама в Мекке и Медине из ведения саудовского короля и передать их в управление всех мусульман. Ведь, в свое время ими управляли мекканские шерифы – прямые наследники пророка Мухаммеда династии Хашемитов. Теперь, видимо, настало время создать специальный международный орган, состоящий из представителей всех исламских государств, независимо от численности их населения, который бы занимался вопросами ведения и управления этими двумя основными святынями мусульман, контроль над которыми узурпировали 100 лет тому назад ваххабиты с помощью силы и Британской империи. Именно на Британской империи и на английском полковнике и шпионе-авантюристе, активно практиковавшем нетрадиционные сексуальные связи, получившем прозвище Лоуренс Аравийский, лежит основной груз ответственности за то, что они в свое время, исходя из своих меркантильных интересов поспособствовали появлению Саудовской Аравии на политической карте мира и вместе с этим выходу учения ваххабизма — агрессивной идеологии этого режима на политическую арену Ближнего Востока.Корни ваххабизма восходят к поборническим идеям проповедника из Неджда Мухаммада Абдель Ваххаба (1703-1787 г.г.), который решил «очистить» ислам от нововведений, опираясь на идеи сирийского богослова Ибн Таймийя (1263-1328 г.г.), жившего в Аравии. Вступив в сговор с шейхами местной бедуинской семьи Аль Сауд, правившей в районе оазиса Аль-Катиф, Абдель Ваххаб организовал некое повстанческое движение, которое начало завоевывать сопредельные территории под религиозными ваххабитскими лозунгами. Но их продвижение был разгромлено в начале 19-го века силами Османской империи, направившей в Хиджаз египетский экспедиционный корпус. Правда, ваххабизм смог возродиться почти через 150 лет, когда его знамя было поднято молодым лидером Аль Саудов Абдельазизом, который разгромил своих противников в Центральной Аравии и в 1932 году создал королевство Саудовская Аравия, в состав которого вошли Мекка и Медина. А с открытием американцами нефти на территории КСА, когда нефтедоллары потекли огромным потом в казну клана Аль Сауд, ваххабизм получил мощную финансовую подпитку для распространения по всему исламскому миру.Это течение получило мощный толчок к развитию после смерти общепризнанного лидера арабской нации Гамаля Абдель Насера и в результате использования саудовским королем Фахдом нефтяного оружия против Запада во время арабо-израильской войны в октябре 1973 года, когда цены на нефть выросли сразу в четыре раза, что обогатило Саудовскую Аравию и укрепило ее позиции в арабском и исламском мире. В Джидде (втором городе КСА) была создана Организация исламская конференция (аналог ООН для исламского мира), а при ней – Исламский банк развития – инструмент финансового воздействия ваххабитов на мусульманские страны. После советского вторжения в Афганистан в 1979 году Саудовская Аравия, США и Пакистан создали союз, который стал опорой распространения ваххабизма за пределами арабского мира и создания армии боевиков-ваххабитов для войны против СССР. Тогда же на пакистанской территории были созданы салафитские школы, где проводилась промывка мозгов идеологами радикального ваххабизма, именуемого такфиризмом, а затем, получив с помощью ЦРУ военную подготовку, «борцы с неверными» (муджахеды) приобретали опыт ведения войны и террористических действий в сражениях против Советской Армии. Именно тогда были заложены основы организации Усамы бен Ладена, который 11 сентября 2001 года продемонстрировал свое могущество США. Но еще раньше – в 1986 году – король Саудовской Аравии Фахд присвоил себе титул «Хранителя двух святынь» (в Мекке и Медине), узурпировав власть ваххабитов над главными исламскими святынями. На сегодня лишь 1% мусульман причисляют себя к ваххабитам, тем самым поставив себя в оппозицию к традиционному исламу, хотя под их влияние попали до 10% суннитов. Официально ваххабизм признан лишь в Саудовской Аравии и Катаре, а также был идеологией афганских Талибов до их падения. Многие причисляют себя к ваххабитам, не понимая смысла этой идеологии, а просто исходя из своей принадлежности к радикальному крылу ислама, готовности проливать кровь «неверных» и мусульман ради достижения политических целей. То есть ваххабизм зачастую сращивается с терроризмом.У ваххабитов, которых зачастую называют также салафитами, (ваххабиты и салафиты – практически одно и то же с точки зрения идеологии; они являются последователями раннего, фундаменталистского ислама; к ним условно можно отнести и последователей суннитского радикального движения «Братья-мусульмане»; фактически разницы между ваххабизмом и салафизмом нет) имеются свои доктрины и особые обряды, многие из которых противоречат фундаментальным положениям ислама. Чтобы объяснить все теологические хитросплетения этого учения, понадобятся сотни страниц текста, поэтому попытаемся остановиться на основных расхождениях ваххабизма с исламом суннитского толка.Ваххабиты — не суннитыВаххабиты-салафиты отвергают все тексты исламского закона в их традиционном изложении, за исключением Корана. Они также отвергают переданные знания накль, то есть весь объем знаний, полученных и передаваемых мусульманами за всю историю ислама. То есть они оправдывают возможность переосмысления ислама в той форме, какой они захотят. Ими отвергаются традиционные принципы юриспруденции (усуль аль–фикх), которые лежат в основе шариата. Они отрицают сам порядок рассмотрения того или иного вопроса по источникам исламского закона: 1). Сначала Коран; 2). Затем хадисы (сборник высказываний пророка Мухаммеда) и Сунна (поступки и поведение пророка); 3). кийас (суждение по аналогии , основанное на принципах, изложенных в Коране и хадисах) и, наконец, 4). Иджмаа (единогласное мнение авторитетных мусульманских авторитетов). Они практически отрицают три из них (кроме Корана), а значит – отвергая усуль аль-фикх, ваххабиты-салафиты вводят в действие новый шариат, то есть создают совершенно новый ислам.Мусульмане традиционно испытывают огромное уважение и благоговение к пророку Мухаммеду. Соответственно мусульмане и, особенно, шииты испытывают особое почтение к семье пророка и его потомкам. Ваххабиты же, напротив, принижают роль пророка и не испытывают особого уважения к его потомкам, не признают святых среди суфиев и сподвижников пророка. О пророке они говорят – это обычный «курьер», который передал послание Аллаха и скончался, что абсолютно не согласуется с Кораном и ортодоксальным исламом.На всех общеисламских конференциях ваххабиты-салафиты поднимают лозунг «ислам без мазхабов», тем самым признавая верховенство только своей идеологии. Отсюда – притеснения мусульман других мазхабов. Ваххабиты подвергают притеснениям женщин: им не разрешают работать (кроме как в женской среде), управлять автомобилем, выходить из дома без сопровождения члена семьи мужского пола. Салафиты избивают женщин за малейшую провинность, заставляют их закрывать лицо черными покрывалами, не разрешают им участвовать в государственных делах и т.д. У ваххабитов практикуется принуждение в вере. В Саудовской Аравии существует мутавваа, своего рода ваххабитская «полиция нравов», которые ходят с палками и бьют тех, кто не молится, не соблюдает другие обряды, «неправильно» одет и т.д.Для ваххабитов характерно неуважение по отношению к святыням, презрение к истории, культуре, наследию.

ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ