Радикальные группировки

Арабская «весна» внесла огромную путаницу в головах людей, особенно в головах специалистов по Ближнему Востоку и даже ученых-исламоведов. Особенно в том, что касается участия в разжигании арабских цветных «революций» Саудовской Аравии и Катара. Почему-то эти государства вдруг стали называться суннитскими монархиями, хотя хорошо известно, что в основе их идеологии лежит вовсе не суннитская ветвь ислама, а ваххабизм-салафизм – наиболее консервативное и экстремистское сектантское направление в исламе. И оно никак не может считаться суннизмом. Более того, многие исламские богословы относят ваххабизм к ереси. Мекка и Медина должны принадлежать всем мусульманам Не зря на протяжении многих десятилетий многие выдающиеся представили исламского духовенства ради сохранения единства исламской уммы (семьи) и восстановления исторической и социальной справедливости призывали «изъять» две основные святыни ислама в Мекке и Медине из ведения саудовского короля и передать их в управление всех мусульман. Ведь, в свое время ими управляли мекканские шерифы – прямые наследники пророка Мухаммеда династии Хашемитов. Теперь, видимо, настало время создать специальный международный орган, состоящий из представителей всех исламских государств, независимо от численности их населения, который бы занимался вопросами ведения и управления этими двумя основными святынями мусульман, контроль над которыми узурпировали 100 лет тому назад ваххабиты с помощью силы и Британской империи. Именно на Британской империи и на английском полковнике и шпионе-авантюристе, активно практиковавшем нетрадиционные сексуальные связи, получившем прозвище Лоуренс Аравийский, лежит основной груз ответственности за то, что они в свое время, исходя из своих меркантильных интересов поспособствовали появлению Саудовской Аравии на политической карте мира и вместе с этим выходу учения ваххабизма — агрессивной идеологии этого режима на политическую арену Ближнего Востока.Корни ваххабизма восходят к поборническим идеям проповедника из Неджда Мухаммада Абдель Ваххаба (1703-1787 г.г.), который решил «очистить» ислам от нововведений, опираясь на идеи сирийского богослова Ибн Таймийя (1263-1328 г.г.), жившего в Аравии. Вступив в сговор с шейхами местной бедуинской семьи Аль Сауд, правившей в районе оазиса Аль-Катиф, Абдель Ваххаб организовал некое повстанческое движение, которое начало завоевывать сопредельные территории под религиозными ваххабитскими лозунгами. Но их продвижение был разгромлено в начале 19-го века силами Османской империи, направившей в Хиджаз египетский экспедиционный корпус. Правда, ваххабизм смог возродиться почти через 150 лет, когда его знамя было поднято молодым лидером Аль Саудов Абдельазизом, который разгромил своих противников в Центральной Аравии и в 1932 году создал королевство Саудовская Аравия, в состав которого вошли Мекка и Медина. А с открытием американцами нефти на территории КСА, когда нефтедоллары потекли огромным потом в казну клана Аль Сауд, ваххабизм получил мощную финансовую подпитку для распространения по всему исламскому миру.Это течение получило мощный толчок к развитию после смерти общепризнанного лидера арабской нации Гамаля Абдель Насера и в результате использования саудовским королем Фахдом нефтяного оружия против Запада во время арабо-израильской войны в октябре 1973 года, когда цены на нефть выросли сразу в четыре раза, что обогатило Саудовскую Аравию и укрепило ее позиции в арабском и исламском мире. В Джидде (втором городе КСА) была создана Организация исламская конференция (аналог ООН для исламского мира), а при ней – Исламский банк развития – инструмент финансового воздействия ваххабитов на мусульманские страны. После советского вторжения в Афганистан в 1979 году Саудовская Аравия, США и Пакистан создали союз, который стал опорой распространения ваххабизма за пределами арабского мира и создания армии боевиков-ваххабитов для войны против СССР. Тогда же на пакистанской территории были созданы салафитские школы, где проводилась промывка мозгов идеологами радикального ваххабизма, именуемого такфиризмом, а затем, получив с помощью ЦРУ военную подготовку, «борцы с неверными» (муджахеды) приобретали опыт ведения войны и террористических действий в сражениях против Советской Армии. Именно тогда были заложены основы организации Усамы бен Ладена, который 11 сентября 2001 года продемонстрировал свое могущество США. Но еще раньше – в 1986 году – король Саудовской Аравии Фахд присвоил себе титул «Хранителя двух святынь» (в Мекке и Медине), узурпировав власть ваххабитов над главными исламскими святынями. На сегодня лишь 1% мусульман причисляют себя к ваххабитам, тем самым поставив себя в оппозицию к традиционному исламу, хотя под их влияние попали до 10% суннитов. Официально ваххабизм признан лишь в Саудовской Аравии и Катаре, а также был идеологией афганских Талибов до их падения. Многие причисляют себя к ваххабитам, не понимая смысла этой идеологии, а просто исходя из своей принадлежности к радикальному крылу ислама, готовности проливать кровь «неверных» и мусульман ради достижения политических целей. То есть ваххабизм зачастую сращивается с терроризмом.У ваххабитов, которых зачастую называют также салафитами, (ваххабиты и салафиты – практически одно и то же с точки зрения идеологии; они являются последователями раннего, фундаменталистского ислама; к ним условно можно отнести и последователей суннитского радикального движения «Братья-мусульмане»; фактически разницы между ваххабизмом и салафизмом нет) имеются свои доктрины и особые обряды, многие из которых противоречат фундаментальным положениям ислама. Чтобы объяснить все теологические хитросплетения этого учения, понадобятся сотни страниц текста, поэтому попытаемся остановиться на основных расхождениях ваххабизма с исламом суннитского толка.Ваххабиты — не суннитыВаххабиты-салафиты отвергают все тексты исламского закона в их традиционном изложении, за исключением Корана. Они также отвергают переданные знания накль, то есть весь объем знаний, полученных и передаваемых мусульманами за всю историю ислама. То есть они оправдывают возможность переосмысления ислама в той форме, какой они захотят. Ими отвергаются традиционные принципы юриспруденции (усуль аль–фикх), которые лежат в основе шариата. Они отрицают сам порядок рассмотрения того или иного вопроса по источникам исламского закона: 1). Сначала Коран; 2). Затем хадисы (сборник высказываний пророка Мухаммеда) и Сунна (поступки и поведение пророка); 3). кийас (суждение по аналогии , основанное на принципах, изложенных в Коране и хадисах) и, наконец, 4). Иджмаа (единогласное мнение авторитетных мусульманских авторитетов). Они практически отрицают три из них (кроме Корана), а значит – отвергая усуль аль-фикх, ваххабиты-салафиты вводят в действие новый шариат, то есть создают совершенно новый ислам.Мусульмане традиционно испытывают огромное уважение и благоговение к пророку Мухаммеду. Соответственно мусульмане и, особенно, шииты испытывают особое почтение к семье пророка и его потомкам. Ваххабиты же, напротив, принижают роль пророка и не испытывают особого уважения к его потомкам, не признают святых среди суфиев и сподвижников пророка. О пророке они говорят – это обычный «курьер», который передал послание Аллаха и скончался, что абсолютно не согласуется с Кораном и ортодоксальным исламом.На всех общеисламских конференциях ваххабиты-салафиты поднимают лозунг «ислам без мазхабов», тем самым признавая верховенство только своей идеологии. Отсюда – притеснения мусульман других мазхабов. Ваххабиты подвергают притеснениям женщин: им не разрешают работать (кроме как в женской среде), управлять автомобилем, выходить из дома без сопровождения члена семьи мужского пола. Салафиты избивают женщин за малейшую провинность, заставляют их закрывать лицо черными покрывалами, не разрешают им участвовать в государственных делах и т.д. У ваххабитов практикуется принуждение в вере. В Саудовской Аравии существует мутавваа, своего рода ваххабитская «полиция нравов», которые ходят с палками и бьют тех, кто не молится, не соблюдает другие обряды, «неправильно» одет и т.д.Для ваххабитов характерно неуважение по отношению к святыням, презрение к истории, культуре, наследию.

ISIS (ИГИЛ): Суннитская террористическая организация ISIS в течение короткого времени четко определила свою сферу влияния и взяла под свой контроль целые регионы. Идеологические требования группировка сконцентрировала в собственном названии:»Исламское государство Ирака и Леванта». Ее целью является создание крупного теократического государства, которое объединит Сирию, часть Ирака, Ливана и периферийные территории Палестинской автономии и Иордании. Террористическая организация ISIS считается еще более радикальной, чем «Аль-Каида». По большей части финансируется благодаря пожертвованиям частных лиц из стран Персидского залива — Катара и Саудовской Аравии. Другие источники средств для ISIS — нефтяные месторождения на севере Сирии и систематический шантаж. По оценкам экспертов, в рядах террористической организации насчитывается около 10 000 боевиков. Особенно большое скопление сил ISIS пришлось на конфликт между суннитским меньшинством и шиитским большинством в Ираке. К ним присоединилось большое число сторонников религиозных войн и неофитов. 29 июня 2014 года боевики ISIS объявили о создании «исламского халифата», переименовали организацию в»Исламское государство» и сообщили, что «халифом» и тем самым «главой всех мусульман» провозглашен их лидер Абу Бакр аль-Багдади.

«Боко Харам»: Название исламистской террористической организации «Боко Харам» означает «западное просвещение — грех». Она воюет в основном на мусульманском севере Нигерии и выступает за введение законов шариата во всей стране. Террористическая группировка привлекла к себе большое внимание с помощью похищений людей. Высокий уровень бедности и безработицы на севере Нигерии облегчают лидерам «Боко Харам» задачу по привлечению в свои ряды новых бойцов. Нигерийские силы безопасности не справляются с хорошо вооруженными террористами. С 2003 года при нападениях на силовые структуры, учреждения, церкви и школы погибли тысячи человек. Только в первые четыре месяца 2014 года в ходе терактов, организованных «Боко Харам», пострадало около 2000 человек.

«Аш-Шабаб»: Исламистская вооруженная группировка «Аш-Шабаб» образовалась в период между 2004 и 2006 годами в Сомали. На тот момент страна уже около 15 лет находилась в состоянии гражданской войны. Название организации означает «молодость». Она борется за создание теократического государства в районе Африканского Рога. Ее радикально-исламская идеология не знает государственных границ. В настоящее время группировка совершает нападения на территории всей Восточной Африки — как, например, в кенийской столице Найроби, где во время налета на торговый центр в 2013 году было убито более 60 человек. «Аш-Шабаб» контролирует территорию в центре и на юге Сомали. Лидеры организации подчеркивают, что сотрудничают с «Аль-Каидой» при подготовке боевиков. Кроме того, группировка имеет связи с радикальными исламистами из «Боко Харам».

«Аль-Каида»: «Аль-Каида» является родоначальницей всемирного джихада. Ее название означает «основание» или «фундамент». Она была закулисным организатором терактов 11 сентября 2001 года. Целью террористической организации является создание единого теократического государства, которое включало бы в себя все исламские страны и регионы. После смерти Усамы бен Ладена «Аль-Каиду» возглавил египтянин Айман аз-Завахири. Сегодня организация представляет собой разветвленную сеть во многом автономно действующих ячеек в различных странах, среди которых «Аль-Каида в исламском Магрибе», которая проявляет активность, прежде всего, в Алжире, а также на севере Мали, и «Аль-Каида в Йемене» — в стране, где находится оплот джихадистов. В Ираке от «Аль-Каиды» откололась террористическая организация ISIS.

«Фронт ан-Нусра»: Считается официальным ответвлением террористической организации «Аль-Каида». Его название означает «Фронт поддержки сирийского народа». Он относится к важнейшим повстанческим группировкам в Сирии. К провозглашенным целям организации относится создание исламистского государства сначала в Сирии, а затем в Леванте, то есть во всех странах на восточном побережье Средиземного моря. По оценкам экспертов, «Фронт ан-Нусра» насчитывает от 5000 до 7000 членов. Организация действует в основном на севере Сирии.

«Ансар аш-шариа»: «Приверженцы исламского права» — так именуют себя террористические организации в Ливии и Тунисе. Группировки «Ансар аш-шариа» меньшей численностью присутствуют также в целом ряде стран Ближнего Востока и Северной Африки. Их целью является введение исламских правовых норм. Центром ливийской организации «Ансар аш-шариа» является город-порт Бенгази. Она взяла на себя ответственность за нападение на консульство США в Бенгази 11 сентября 2012 года. Тогда погибли четыре американских гражданина, среди которых был посол США в Ливии. «Ансар аш-шариа» может иметь контакты с «Аль-Каидой». Организация отвергает подобные обвинения.

ХАМАС: «Исламское движение сопротивления» или ХАМАС было образовано в 1987 году. Оно представляет собой палестинское ответвление организации «Братья мусульмане». Наряду с движением ФАТХ под руководством главы Палестинской национальной автономии Махмуда Аббаса ХАМАС является второй по важности организацией, представляющей интересы палестинцев.

ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ