Воззрения ваххабитов, в частности на счет единобожья

Ибн Таймия в книге «Менхадж ас-Сунна» и «Аль-Акида аль-хамавия» излагает свой взгляд на монотеизм или единобожье. В числе качеств, которые они приписывает Богу, — «способность бежать».
Он считает, что Господь «бежит» в стремлении приблизиться к своим правоверным рабам. Ибн Таймия в подтверждение своих слов приводит хадис от Пророка, в котором говорится: «Всевышний Господь повелевает, что если раб божий приблизится к Нему на одну пядь, то Он (Бог) приблизится к нему на один дера’ (полметра). Если раб будет приближаться к Богу быстрыми шагами, то Господь побежит ему навстречу».Ибн Таймия понимает «бег» Господа, упомянутый в этом хадисе, в буквальном смысле, что мол Бог передвигается в пространстве подобно бегущему человеку, забывая при этом про суть хадиса. Этот хадис фактически подразумевает сердечное и духовное сближение между Творцом и творением в том смысле, что Господь всегда приходит на помощь жаждущим его милости людям, если они всем сердцем стремятся к Нему. Аналогично, если человек отдаляется от Бога и забывает о Нем, то Господь предает его двойному забвению.Неправильное толкование этого хадиса Ибн Таймией лишний раз показывает, что он и салафита представляют Бога в человеческом образе, наделяя его человеческими конечностями и качествами. Интересно, что высший совет фетвы в Саудовской Аравии считает утверждения о «беге» Господа вполне авторитетными. Один из верховных муфтиев Саудовской Аравии Абдуль-Азиз ибн Базз в ответ на запросы верующих на этот счет говорит: «Лицо, руки, глаза, голени и пальцы Господа, упомянутые в Книге и сунне, отвечают действительности и взгляды суннитов соответствуют этим положениям… Пророк ислама (ДБАР) доказал существование этих качеств и свойств у Господа!».Конечно, салафиты всегда приписывали свои измышления и бредовые воззрения источникам в словах Пророка и даже священному Корану. Между нигде в Коране или достоверных высказываниях Пророка ничего не говорится о том, что Бог передвигается подобно человеку. Всемилостивый Господь ниспослал Коран в качестве руководства, которое помогает нам следовать верным путем в жизни и в мыслях, не заблудиться в этом лабиринте всевозможных измышлений и уклонистских идей. Для того, чтобы вы лучше поняли суть слов Пророка, когда он говорит о том, что Бог «бежит» навстречу своим правоверным рабам, приведем аят 69 из суры «Паук»:А тех, которые радели за Наше [дело], Мы наставим на Наши пути. И, воистину, Аллах с теми, кто вершит добро! Господь обещает вознаграждение тем, кто радеет на правом пути, наставляет их на правильный курс. Именно это и подразумевается под «движением Господа навстречу правоверным рабам» в указанном хадисе от Пророка. Вполне очевидно, что здесь имеется в виду вовсе не телесное передвижение Бога. Таких аятов, в которых Господь наставляет своих рабов на праведный путь, в Коране очень много, но они никак не подразумевают «бег» или другие «человекоподобные телесные движения» Бога, поскольку он не нуждается в них. Ибн Таймия считает, что Бога можно увидеть человеческими глазами. Он пишет: «Все, что совершенно, заслуживает того, чтобы его видели, а поскольку Бог – самое совершенное существо, Он больше всех заслуживает того, что Его видели, поэтому Его можно увидеть» («Менхадж-ас-Сунна», т.1, стр. 217).Конечно, в вопросе о «видении Бога» ваххабиты зашли настолько далеко, что их измышления поражают любого здравомыслящего человека. Ибн Таймия считает, что Всевышний Господь в день Страшного суда появится среди людей в человеческом обличье и даже представится и скажет: «Я – ваш Господь!». Однако люди скажут: «Мы тебя не знаем и доверяйся только нашему Богу! Если наш Бог появится, то мы Его узнаем». И тогда Господь предстанет перед людьми в своем подлинном обличье, после чего правоверные скажут, мол, да Ты – наш Господь, и все они вслед за Богом отправятся в рай» («Маджму’-аль-Фатави», т.6, стр. 492).Очевидно, что, приписывая Господу такие смехотворные действия, ваххабиты фактически издеваются над исламским мышлением. Можно также спросить, разве люди раньше видели Бога, чтобы в день Страшного суда узнавать или не узнавать его? Недвусмысленный ответ на эти измышления, в частности о Боге в человеческом обличье, содержится в Коране. В качестве примера можно аят 143 суры «Ограды», который также напрочь отвергает возможность чувственного восприятия Бога:Когда же Муса пришел [на гору Синай] к назначенному Нами сроку, его Господь заговорил с ним, и [Муса] попросил: «О Господи! Яви мне Себя, чтобы я взглянул на Тебя». [Аллах] сказал: «Ты Меня не увидишь, но взгляни на гору. Если она устоит на своем месте, то и ты Меня увидишь». Когда же его Господь явил Себя горе, Он обратил ее в прах, и Муса пал как громом пораженный. Когда он пришел в себя, то воскликнул: «Слава Тебе! Я обратился к Тебе с раскаянием, и я – первый из уверовавших».Ибн Таймия и другие салафиты приписывают Господу и другие качества, о которых упомянем вкратце. В том числе такие измышления, что «Бог может поместить на спине комара и передвигаться на нем», «Бог – это юноша с завитыми волосами», «У Бога иногда болеют глаза, и ангелы навещают его», «Бог и Пророк пожимают друг другу руки», «Бог передвигается в золотых башмаках», «Бог удивляется и смеется» и т.п.Ответ на все эти измышления был уже дан: Бога нельзя сравнивать или уподоблять ничему, в том числе человеку или другому физическому существу. Обратимся снова к Корану, где в суре «Паук», аяте 68, Господь отвечает всем тем, кто придает ему сотоварищей и человеческий образ:Кто же несправедливее измышляющего ложь или отвергающего истину, которая перед ним? И не в аду ли поместят неверных?В книге «Нахдж-аль-Балага» (Путь крачноречия), в которой приведены мудрые высказывания его светлости Али (ДБМ), говорится:«… В Коране по поводу единобожья сказано: [Он] — творец небес и земли … Ничто не сравнится с Ним… (сура «Совет», аят 11). Так что уподобление Бога чему-либо – это крайнее заблуждение, которое отдаляет человека от Господа. Уподобляющий никогда не достигнет намеченной цели. А если необходимо как-то описать Бога, то мы фактически описываем его творения, а не Господа, ибо Он ни на что и ни на кого не похож. Поэтому те, кто уподобляют Бога, движутся в обратном направлении, от Бога, в сторону заблуждения. Если кто захочет представить себе Бога в своем воображении, он своего Господа не понимает…»Известный мудрец и знаток суннитского толка имам Мухаммад Газзали говорит: «Если кто-либо хоть на секунду представит себе, что Всевышний Господь обладает плотью, что Он состоит из многочисленных конечностей и органов, такой человек становится идолопоклонником, ибо любая плоть является творением, и по единому мнению всех религиозных улемов, поклонение творению является ересью, идолопоклонством («аль-Джам аль-Авам эн алам-аль-келам», стр. 209).Другой известный улем суннитского толка Кортаби (сконч. 671 г. лун. хиджры) по поводу тех, кто приписывает Богу плоть, говорит: «Без сомнения, приписывающие Господу плоть и телесные качества – это еретики, и они ничем не отличаются от идолопоклонников».Многие мусульманские улемы и историки считают, что уклонистское мышление, приписывающее телесные качества Богу, проникло в воззрения некоторых мусульман из иудаизма.

ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ