Особенности исламского понимания прав женщин

Проблема прав женщин имеет немало сторон, которые вызывают острые споры не только между исламскими учеными и их оппонентами, представ- ляющими иные правовые культуры, но и среди самих мусульман. Должны ли женщины носить одежду, скрывающую их от постороннего взгляда, или нет? Вправе ли женщина по своему выбору работать вне дома или обязана посвящать себя исключительно семье? Разрешается ли ей общаться с мужчинами не из числа близких родственников в общественных местах, например, учиться вместе с ними или работать в одном учреждении? Должна ли она стремиться к получению все более глубоких знаний или же ограничиться скромным образованием, до- статочным лишь для ухода за детьми и воспитания их? Наконец, позволено ли ей обладать политиче- скими правами, участвовать в выборах и занимать ответственные государственные должности или это – монопольное право мужчин? На эти и другие сходные вопросы различные течения современной исламской правовой мысли дают несовпадающие ответы. В настоящем исследовании основное внимание будет сосредоточено на изложении подходов исламских юристов к этой проблематике, а не на их критической оценке.

Большинство современных мусульманских уче- ных придерживается достаточно взвешенного взгляда на права женщины, который, однако, рас- ходится с либеральным подходом. Они считают, что исходным принципом шариата в определении статуса женщины является ее равноправие с муж- чиной. В подтверждение такого вывода они при- водят ряд положений Корана, в котором, в част- ности, говорится: «О люди! Бойтесь Господа ваше- го, который сотворил вас из одного существа живо- го и из него же сотворил ему супругу» (4:1). Особое внимание обращается на то, что Аллах абсолютно одинаково оценивает поступки мужчин и женщин и в равной мере воздает им за их деяния:

– «Тому, кто дела благие творил, будь он мужчи- ной или женщиной, и кто веровал (в Аллаха), тому непременно даруем Мы жизнь приятную. И непре- менно воздадим Мы им наградой большей, нежели та, которую заслужили они деяниями своими» (16:97);

– «Воистину, не пренебрегу Я ни одним деяни- ем, совершенным кем-либо из вас, мужчиной или женщиной, (ведь) одни из вас (происходят) от дру- гих» (3:195);

– «А те, кто добро творит, будучи верующими, мужчина то или женщина, войдут они в рай и не будут обижены ни на бороздку косточки финико- вой» (4:124).

Принцип равенства прослеживается и в преду- смотренном Аллахом одинаковом наказании мужчи- ны и женщины за некоторые преступления: «Отсекайте вору и воровке руки в возмездие за то, что со- деяли они, как наказание от Аллаха» (5:38), «И прелюбодейку, и прелюбодея – каждого из них секите сотней плетей» (24:2). Напомним также знаменитое изречение Пророка: «Женщины – сестры мужчин».

Кораном, кроме того, установлен принцип вза- имной ответственности мужчин и женщин: «Верующие, как мужчины, так и женщины, – друзья друг другу … повинуются Аллаху и Посланнику Его» (9:71). Заключительной части этого айята придается особе значение, поскольку она устанавливает одинаковую ответственность за следование шариа- ту, что подтверждается и другим положением Кора- на: «Если предпишут Аллах и Посланник Его верую- щему или верующей исполнить деяние какое-либо, то не будет у них выбора (иного, кроме как совершить) его» (33:36).

В то же время в Коране отчетливо проводится мысль о разном статусе мужчины и женщины, что, прежде всего, касается их имущественных прав. Так, в нем говорится: «Дарована мужчинам доля из того, что обрели они (деяниями своими), женщинам так- же дарована доля из того, что обрели они» (4:32),

«Принадлежит мужчинам доля из того, что остави- ли (в наследство) родители и родственники. И жен- щинам принадлежит доля из того, что оставили ро- дители и родственники: и из малого, и из многого (, оставленного в наследство,) – (таков) порядок установленный» (4:7). Подчеркивается вполне опре- деленное превосходство мужчин, которое отличает отношения между супругами: «Женщины имеют такие же права (по отношению к мужьям), как и мужья по отношению к ним по-доброму, хотя мужья и выше их по положению» (2:228).

Смысл этого превосходства объясняется возло- жением на мужчин заботы о содержании семьи: «Мужья – попечители жен (своих), поскольку одним (т.е. мужьям) дал Аллах преимущество перед другими (т.е. женщинами) и поскольку расходуют мужья (на содержание жен) средства из имущества своего» (4:34). С этими имущественными обязательствами, которые мужчины несут перед женщинами, ислам- ская мысль связывает несовпадение их прав и при наследовании: «Предписывает вам Аллах завещать (наследство) детям вашим следующим образом: сыну принадлежит доля, равная доле двух дочерей» (4:11).

Но такое предоставленное мужчинам преимуще- ство уравновешивается не только их расходами на содержание жен, но и их обязанностью предостав- лять им брачный дар, называемый в шариате мах- ром: «Вручайте (при разводе) женам махр» (4:4). Если же к этому добавить обеспечение всех матери- альных потребностей женщин, которое возлагается на ее опекуна-мужчину, то, по мнению мусульман- ских юристов, получается, что шариат заботится об имущественных интересах женщины даже больше, чем о благосостоянии мужчины.

Следуя такой логике, правоведы призывают ви- деть в правах женщины отражение ведущих прин- ципов шариата, подходить к этим правам непре- менно с учетом ценностей ислама, ориентирован- ных на удовлетворение интересов как самой жен- щины, так и потребностей семьи и всего общества, смотреть на статус женщины не только с формально- юридических, но и религиозно-этических позиций. Это относится, например, к личным свободам и социальным правам женщины.

Действительно, шариат в определенных случаях предусматривает некоторые ограничения использования женщиной своего права на получение образования, выбор работы вне дома или свободу передвижения. Но если принять во внимание социальные или нравственные основания этих ограничений в условиях мусульманского общества, то становится понятным их характер, объясняемый системой ис- ламских приоритетов.

Прежде всего, подчеркивают мусульманские юристы, указанное ограничение не является абсолютным: шариат не урезает права женщины, а лишь ставит их использование в зависимость от исполнения ею своего семейного долга, поскольку, например, уход за ребенком и его воспитание – более высокая ценность, нежели реализация профессиональ- ных амбиций. Если же женщина справляется со своими обязанностями по отношению к мужу, детям, родителям, то никто не может лишить ее права на труд, образование или свободу передвижения. При условии, что использование этих прав не ставит под угрозу честь и достоинство женщины, о которых ша- риат проявляет особую заботу, рассматривая посягательство на них как тяжкое преступление.

Иными словами, исламский взгляд на права женщины исходит из учета социальных и нравственных аспектов ее статуса в целом, роли в семье и места в обществе, а также ставит во главу угла зависимость указанных прав от целей шариата. Такой вывод под- тверждается документами по правам человека, раз- работанными рядом исламских организаций, а так- же законодательством мусульманских стран. Напри- мер, Всеобщая декларация прав человека в исламе36, представленная Исламским советом Европы в сентябре 1981 г. в штаб-квартире ЮНЕСКО, закрепляет равноправие женщины с мужчиной при условии выполнения женщиной своих семейных обязанностей и соблюдения требований исламской этики в отношении защиты ее чести и достоинства (ст. 19, 20).

Аналогичного принципа придерживаются и конституции ряда арабских стран. Так, в соответствии с конституцией Бахрейна 2002 г. государство обеспечивает сочетание обязанностей женщины по отношению к семье с ее деятельностью на уровне общества, а также ее равенство с мужчиной в политической, социальной, культурной и экономической жизни при условии, что при этом не затрагиваются нормы исламского шариата (ст.5, б). Из этого же исходит и семейное законодательство большинства исламских государств, которое, с одной стороны, признает за женщиной личные свободы и социальные права, а с другой – закрепляет нормы шариата относительно ее брачно-семейных обязанностей.

Очевиден вывод о том, что исламская концепция прав женщины заметно расходится с положениями современных международно-правовых документов по правам человека, не совпадает с традициями других правовых и религиозных культур. На наш взгляд, главное отличие заключается в том, что закрепляемый шариатом принцип равенства толкуется не как наделение женщины идентичными с мужчиной правами или запрет дискриминации по признаку пола, а как одинаковая забота о гарантиях интересов, достоинства и чести женщины наравне с мужчиной. Шариат исходит не из равенства прав, а из равных возможностей мужчины и женщины обладать своими правами. Уместно вспомнить положение Корана о том, что каждому женщине и мужчине – полагается свое, каждому принадлежит своя доля. В частности, свои права и обязанности в семейных отношениях.

В таком же ключе можно интерпретировать и обещанную награду у Аллаха – мужчина получит ее за свои добрые дела, а женщина – за свои благие деяния. Причем эти поступки, как и воздаяние, которое их ждет, совсем не обязательно совпадают: у каждого свой удел в земной жизни и каждому положено то, что он заслужил своими деяниями.

Только у мужчин они одни, а у женщин – другие. Именно такая логика и накладывает отпечаток на исламский подход к правам женщин, которые аналогично иным правам и свободам человека по своему содержанию должны вписываться в общую исламскую систему ценностей и принципов шариата.

ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ