Обязанность детей при противоположенных приказах отца и матери

Мать велела сыну совершить некое дело, но отец приказал ему не совершать его. Что в таком случае должен делать сын?
Краткий ответ
Священный Коран наставляет мусульман проявлять почтение в отношении своих родителей. Во многих аятах это наставление следует сразу же после запрета язычества. Уважение и почтительное отношение к родителям является после единобожия одной из важнейших религиозных обязанностей. Если возникнет ситуация, когда один родитель велит совершить некое дело, а другой родитель велит не делать этого, и дети не будут иметь возможности послушаться обоих родителей, то относительно таких ситуаций существует две группы хадисов. В одной группе хадисов сказано, что уважение и почтение к матери более предпочтительней. Но в других хадисах говорится о том, что отец обладает наибольшими правами к своим детям. Согласовать две эти группы хадисов можно следующим образом. В отношении некоторых действий шариат предоставил отцу власть над своими детьми, например, опекунство отца в отношении брака своей дочери. Поэтому в подобных случаях естественно необходимо повиноваться отцу, обладающему властью. Но если в отношении каких-либо действий шариат не предоставил отцу власть над детьми, то повиноваться матери предпочтительней.
Подробный ответ
Священный Коран наставляет мусульман проявлять почтение и уважение в отношении отца и матери. Во многих аятах это наставление следует сразу же после запрета язычества и уподобления чего-либо Всевышнему Аллаху. Покойный алламе Табатабаи писал в своем тафсире: «Почтительное отношение к родителям является после единобожия одной из важнейших религиозных обязанностей».[1] Уважение и почтительное отношение к родителям обязательно независимо от того, кем они являются – верующими или нет, ибо Священный Коран призывает к добру в отношении родителей без каких-либо условий и ограничений: «Делайте добро родителям».[2]
Что касается вашего вопроса, то в ответ на него необходимо сказать:
А. Порой и отец и мать велят своим детям совершить дело, являющееся грехом и противоречащее шариату. Естественно, в этом случае повиновение им не может быть обязательным.
В Коране по этому поводу сказано: «Мы заповедали человеку быть добрым к родителям. А если они станут сражаться с тобой, чтобы ты приобщал ко мне сотоварищей, о которых ты ничего не знаешь, то не повинуйся им».[3]
Али (ДБМ) говорил: «Нет подчинения творению (любому сотворённому Аллахом существу), если при этом вершится грех в отношении Творца».[4]
Он же говорил: «Право родителя на ребёнка заключается в том, чтобы последний во всём ему повиновался, кроме неподчинения Аллаху – преславен Он».[5]
«Добро к отцу и матери обязательно, даже если они являются язычниками. Но если они велят совершить грех, неугодный Аллаху, то не следует повиноваться им».[6]
Во все других случаях, то есть в желательных (мустахаб), нежелательных (макрух) и допустимых (мубах) деяниях, подчинение родителям обязательно. Исламские факихи предписывают:
1. Если отец и мать запретят своим детям совершать желательный пост, то, следуя обязательной предосторожности, им не стоит поститься. Если совершение желательного поста доставит мучение отцу и матери, то детям не следует совершать его, а если они уже совершают его, то им необходимо совершить разговение.[7]
2. Если отец или мать велят своим детям принять участие в коллективном намазе, то согласно обязательной предосторожности им следует совершить намаз коллективно, так как повиновение родителям обязательно.[8]
3. Совершение намаза в самом начале времени его совершения является желательным деянием. Но если отец велит своим детям выполнить какое-либо желательное или допустимое дело, то детям необходимо послушаться его и совершить данное дело, предпочтя его совершению намаза в начале времени.[9]
Б. Порой один из родителей велит своим детям выполнить деяние, соответствующее исламской религии, а другой велит совершить деяние, являющееся грехом перед Аллахом. В такой ситуации конечно же необходимо повиноваться тому из родителей, который велит совершить деяние, соответствующее шариату.
В. Порой один из родителей велит своим детям совершить допустимое деяние, а другой родитель желает от детей, чтобы они не совершали данное деяние.
Про данную ситуацию необходимо сказать следующее. В отношении некоторых действий шариат предоставил отцу власть над своими детьми, например, опекунство отца в отношении брака своей дочери. Поэтому в подобных случаях естественно необходимо повиноваться отцу, обладающему властью.[10] Но если в отношении каких-либо действий шариат не предоставил отцу или матери власть над детьми, то следует поступить так, как сказано об этом в одном из хадисов Пророка Ислама (ДБАР). Однажды некий человек пришёл к Пророку и спросил его: «Кому из людей мне творить добро в первую очередь?» Пророк ответил: «Твоей матери». Человек повторил вопрос во второй раз. Пророк вновь ответил «Матери». Человек повторил вопрос в третий раз, и снова Пророк ответил ему «Матери». И только когда человек повторил вопрос в четвёртый раз, Пророк ответил ему: «Твоему отцу».[11]
С другой стороны существует группа хадисов, в которых сказано:
Пророку (ДБАР) задали вопрос: «Кто имеет больше всего прав в отношении человека?» Пророк ответил: «Отец имеет больше всего прав».[12]
В другом хадисе повествуется, что Пророк (ДБАР) обратился к одному из мусульман: «Ты и всё имущество, которым ты обладаешь, принадлежите твоему отцу».[13]
Тут возникает вопрос. Как понять две группы хадисов, в одной из которых сказано о повиновении матери, а в другой отцу? Как согласовать их друг с другом? В ответ следует сказать: В повиновении отцу и матери[14] в том, что не является призывом к греху и удержанием от обязательных деяний, убеждены все исламские учёные. И из религиозных источников следует, что в подобных случаях дети в большей степени должны соблюсти сторону матери.[15]
Наши доказательства заключены в следующем:
1. Как уже было сказано в приведённом ранее хадисе, Посланник Аллаха (ДБАР) три раза повелел творить добро матери, и лишь на четвёртый раз сказал о добре и почтении к отцу.
2. Несмотря на то, что другом приведённом ранее хадисе сказано, что отец имеет больше всего прав в отношении человека, существуют хадисы, из которых следует, что право матери выше и больше. Например, у Посланника Аллаха (ДБАР) спросили: «В чём заключается право отца?» Он ответил: «Его право заключается в том, что до тех пор, пока он жив, ты будешь повиноваться ему». Его спросили: «А в чём заключается право матери?» Он ответил: «Если ты сослужишь своей матери службу по количеству песчинок в пустыне и по количеству капель дождя, то ты не сможешь компенсировать даже один день, проведённый тобой в её утробе».[16]
3. Душа матери более чувственна, чем душа отца. Такая душа требует большей любви и нежности. Поэтому покорность словам матери предпочтительней покорности словам отца.
Не следует упускать из виду важный момент. Если возникнет ситуация, когда повиновение и покорность матери будет предпочтительней повиновению и покорности отцу, то дети, повинуясь матери, должны использовать способы и методы, которые не станут причиной мучений и страданий отца.

ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ