Корни вахабизма

Самое крайнее, экстремистское псевдосуннитское движение в наши дни — это ваххабизм (известный также
как салафизм). Хотя многие думают, что ваххабитский террор — это
недавний феномен, угрожающий только немусульманам, на самом деле, как ни
удивительно это будет для этих людей, правоверные мусульмане-сунниты
были первыми жертвами, уничтоженными волнами ваххабитской резни в Аравии
сотни лет тому назад. Надо лишь почитать об исторической эволюции
Саудовской Аравии, и тогда любой человек узнает об ужасных подробностях
трагедии — трагедии, во время которой тысячи суннитов (а также шииты)
погибли от рук ваххабитских боевиков. Экстремистские интерпретации
ваххабизма, ранее стесненные маленькими карманами людей на Аравийском
полуострове, дожили до наших дней под защитой, благодаря финансам и
опекой саудовских государственных религиозных органов. Это преобразовало
ваххабизм и родственные ему салафитские группировки, вдохновленные
ими: региональная угроза стала глобальной, с ней вынуждено считаться все
мировое сообщество. Для ваххабита-салафита все, кто отличается от него,
включая суннитов, шиитов, христиан и евреев, — это неверные, которые
являются законными мишенями. Кто такой ваххабит? Поскольку ваххабиты
заявляют, что они «истинные сунниты», тому, кто не знаком с ваххабизмом,
трудно отличить его от правоверного суннитского Ислама. Если у
ваххабита спросить, суннит ли он, он ответит утвердительно. А когда его
спросят, ваххабит ли он, он ответит выразительным «нет». Они считают,
что это оскорбительно для того, во что они верят и на чем стоят:
«Чистота поклонения и почтения только Богу. Подлинная передача Ислама со
времен Пророка (с.а.в.с.) до наших дней». Когда их называют
ваххабитами, то подразумевают, что они воспринимали идеи от человека —
Мухаммада ибн Абдул-Ваххаба — вместо Корана и Сунны — двух великих
источника Ислама. Неважно, что думают они сами, на самом деле они не
следуют Исламским источникам доподлинно, но следуют ложным толкованиям
основателя ваххабитского движения, который явился в 1700-е годы (хр.
лет). Сунниты и другие критики ваххабитов обозначили их как ваххабитов,
чтобы отличить их от правоверных суннитов. Ваххабиты в роли салафитов:
обманчивая семантика Ваххабиты отличают себя от правоверных суннитов,
обозначая себя как салафитов, что отсылает нас к слову «салаф», ко
времени первых мусульман (первые 300 лет после Хиджры Пророка Мухаммада
(с.а.в.с.) из Мекки в Медину в 622 г. по христ. лет.). Сахаба
(сподвижники), табиины (те, кто последовал за сподвижниками) и таба
ат-табиин, которые жили во времена салаф — это примеры того, какими
должны быть мусульмане par excellence (по преимуществу), так как Пророк
Мухаммад (с.а.в.с.) хвалил этих мусульман как наилучших из мусульман.
Из-за этого целью каждого мусульманина со времен Пророка (с.а.в.с.) была
приверженность салаф, следование по стопам приверженцев салаф. То есть
когда ваххабит называет себя салафитом, он претендует на то, чтобы быть
истинным последователем изначального Ислама, чистого Ислама. В
действительности же это далеко от истины. Правоверные мусульмане-сунниты
верят, что они истинные носители чистого Ислама со времен салаф.
Поскольку между благородным периодом салаф и последующими веками лежит
пропасть, то аутентичные точки зрения ранних мусульман передавались
учеными в те времена и позднее следующим поколениям с особым тщанием,
при помощи систематических и методологических средств сохранения. Знание
передавалось от квалифицированных ученых другим квалифицированным
ученым на протяжении веков, и эти ученые сообщали это знание массам. Эта
непрерывная цепочка знания со времен салаф до наших дней оберегалась
правоверными суннитами. У правоверных суннитов, следовательно, корни —
это поколение салаф; сегодня они представлены четырьмя преуспевшими
подлинными школами права (мазхабы): ханафитской, шафиитской, маликитской
и ханбалитской. Ваххабиты обманывают людей, говоря: «Ты должен
следовать за мусульманами эпохи салаф, значит ты должен быть салафитом.
Если ты встанешь на какой-то иной путь, то это будет путь, отличный от
приверженности салаф». Из-за этого плохо осведомленные мусульмане верят,
что ваххабиты представляют истинную интерпретацию Ислама. Для них
слово «салафи» звучит так же, как «салаф» и кажется, что салафиты — это
подлинные приверженцы салаф. Однако если человек решит разобраться и
заглянуть за словесные махинации, он поймет, что ваххабитские
(салафитские) толкования в действительности отличаются от понимания и
вероучения благочестивых мусульман, которые жили в эпоху салаф, и
большинства мусульман на протяжении всех веков (а это сунниты).
Ваххабитско-салафитское многообразие Ваххабиты верят в то, что на
протяжении веков мусульмане заблуждались. Они считают, что мусульман
надо вывести из состояния джахилии. И мусульманское государство в
прошлом для ваххабита представляется системой, основанной на бид‘ате и
куфре. Ваххабиты стремятся изменить положение дел в свою пользу и
внедрить некую предполагаемую «чистую» всемирную систему Ислама.
Ваххабиты-салафиты делятся на различные течения, из которых одни
являются более экстремистскими, другие — менее. Различия в ответвлениях
происходят из многообразия в подходах к «возвращению» мусульман к вере
благочестивых предков. Надо подчеркнуть, что хотя все ваххабиты
называются салафитами, все салафиты не являются в чистом виде
ваххабитами. Салафиты включают в себя и тех, кто, подобно Сайиду Кутбу,
желает искоренить предполагаемое текущее состояние джахилии и вернуть
мусульман к состоянию чистоты, напоминающей чистоту мусульман, живших в
эпоху салаф. Но все салафиты, являются ли они ваххабитами или
кутбистами, восторгаются деятельностью Мухаммада ибн Абдул-Ваххаба и
Ахмада ибн Таймии, чьи жесткие толкования вдохновляют революционеров
сегодня. Следовательно, хотя не все салафиты — ваххабиты, они
восторженно принимают множество одних и тех же ролевых моделей — тех,
которые были отвергнуты и осуждены массами ортодоксальных суннитских
ученых из-за неверного представления чистого Ислама. Можно сказать еще и
о том, что все ваххабиты считают себя салафитами, предпочитая
называться именно так, хотя между салафитскими группами существуют
различия. Хотя среди салафитов есть некоторые различия, они все же
вместе стремятся сделать салафитское видение реальности главенствующим,
используя и ненасильственные, и насильственные средства. Примером этого
может служить школа деобанди (отличающаяся салафитской ориентацией) и их
альянс с ваххабитами. Альянс между «братьями-мусульманами» (и их
разнообразными фракциями и ответвлениями) и ваххабитами в Саудовской
Аравии поддерживался в 1950-е и 1960-е, когда шла борьба «братьев»
против режима Насера в Египте. Саудовцы предоставляли убежище для
некоторых лидеров «ихван» и обеспечивали им помощь в других арабских
странах. Ваххабитско-салафитский альянс был усилен в ответ на
возрастающую угрозу шиитской мощи, когда аятолла Хомейни в Иране сверг в
1979 г. шаха, бывшего союзником США. Наконец, альянс проявил себя в
джихаде против атеистических Советов в Афганистане. Салафиты всех
направлений действовали сообща как «благочестивые сунниты», чтобы
противостоять шиитско-коммунистической угрозе, делая все (от
прозелитизма до убийства), чтобы обеспечить превосходство салафизма. Так
называемый «суннитский» терроризм — не что иное, как попытки
радикальных салафитов заменить «неверные» режимы близорукими «учеными»,
приверженными их фанатическим интерпретациям и идеологии. Их щупальца
протянулись во все уголки земного шара, включая Боснию, Албанию,
Индонезию, Филиппины, Узбекистан, Англию, Малайзию, Южную Африку, Ливан,
Афганистан и Пакистан. В последние десятилетия салафиты показали, какое
разрушение они способны учинить. Ваххабиты как неохариджиты Особенную
дурную славу ваххабиты заслужили из-за того, что они вернули к жизни
методы хариджитов (хаваридж). Они появились во время халифата Усмана и
Али. Это была самая ранняя группа фанатиков, отделившихся от
мусульманского сообщества. Они встали в оппозицию к Али, из-за того,
что он согласился на арбитраж с Муавией, который во время Али был
правителем в Дамаске. Хариджиты выступили с обвинением в неверии и
против Али, и против Муавии, и тех, кто последовал за ними, сказав, что
Коран, а не они, обладают авторитетом в этом деле. Хариджиты устраивали
восстания и убивали мусульман. Подобно хариджитам, ваххабиты обвиняют в
неверии суннитов и шиитов. Ас Сауд и Мухаммад ибн Абдул
Ваххаб,основатель ваххабизма Основатель ваххабизма — Мухаммад ибн
Абдул-Ваххаб жил с 1703 по 1792 г. Без него клан саудитов не получил бы
вдохновения и повода к консолидации и объявлению джихада против тех,
кого они сочли политеистами, мушриками. Сколь близким был союз ас-Сауда и
Мухаммада ибн Абдул-Ваххаба? Роберт Лейси красноречиво описывает это:
«До появления (Мухаммад ибн Абдул-Ваххаба) ас-Сауд был незначительным
кланом во главе с шейхом, подобно другим в Неджде, состоявшим из горожан
и фермеров, создавшим комфортные условия жизни благодаря торговле
финиками и, возможно, немного благодаря разведению лошадей; вместе с
пустынными племенами выступавшим в рейды вовне (своих владений), когда
они чувствовали себя сильными, во время слабости же они благоразумно
экономили. Умеренно независимые, они вовсе не были строителями империи, и
маловероятно, что широкий мир когда-либо услышал бы о них, если бы не
их альянс с учителем» (Роберт Лейси. Королевство и Дом Сауда. С. 59. На
англ. языке). Клан ас-Сауд происходил из деревни ад-Дарии, расположенной
в Неджде, в восточной Аравии, недалеко от современного эр-Рияда,
столицы Саудовской Аравии. Предки Сауда ибн Мухаммада, о котором мало
известно, поселились в том регионе в качестве земледельцев, постепенно
их становилось все больше, они выросли в клан ас-Сауд. Мухаммад ибн
Абдул-Ваххаб вырос в Уйайнах, оазисе в южном Неджде. Он происходил из
племени бану Тамим. Он был из религиозной семьи и уехал из Уйайнах в
поисках исламского знания, побывал в Мекке, Медине, Ираке и Иране. Когда
он вернулся домой, то стал проповедовать то, что считал чистым Исламом.
Его учителя предупреждали мусульман о его антисуннитском вероучении.
Против него выступили его отец и родной брат Сулейман. Суннитские ученые
опровергали его отвратительные нововведения. Они подвергли всесторонней
критике его книги, включая самое популярное его произведение «Китаб
ат-таухид». Ибн Таймия —пример для Мухаммада ибн Абдул Ваххаба
Основатель
ваххабизма восхищался человеком по имени Ахмад ибн Таймия (1263–1328) и
принял многие из его псевдосуннитских убеждений. Ваххабиты называют Ибн
Таймию шейх ал-ислам. Но кто же такой Ибн Таймия на самом деле, что о
нем говорят суннитские ученые? Большинство ортодоксальных мусульманских
ученых обвиняли его в предосудительном бид‘ате, причем некоторые
обвиняли его в куфре. Ортодоксальный суннитский ученый Абу Ала Бухари
обвинял людей в неверии (куфр), если они называли Ибн Таймию шейхом.
Имам Захид Каусари объявил позиции Ибн Таймии по вопросам вероучения
равносильными отступничеству. Некоторые из антисуннитских и
противоречивых позиций Ибн Таймии включают следующее. 1. Он объявил, что
атрибуты Аллаха буквальны, тем самым приписав Богу сотворенные атрибуты
и став антропоморфистом. 2. Он объявил, что сотворенные вещи
существовали вечно с Аллахом. 3. Он противоречил единодушию ученых по
вопросу развода. 4. Он был против ортодоксальной суннитской практики
тавассуля. 5. Он говорил, Аллах буквально сидит на троне и оставил место
Пророку (с.г.в.с.), чтобы он сидел рядом. 6. Он заявил, что Аллах
нисходит вниз и сравнил нисхождение Аллаха со своим собственным, когда
стал спускаться с минбара во время произнесения хутбы. 7. Он
классифицировал таухид: таухид ар-рубубийа и таухид ал-улухийа, что
никогда не делали благочествивые приверженцы салаф. (Это еще не все его
антисуннитские воззрения). При этом важно подчеркнуть некоторые
противоречия между Ибн Таймией и ваххабитами. Первый считал суфизм
законно существующей наукой в Исламе, а ваххабиты отрицают его, считая
его ужасным новшеством. Также Ибн Таймия признавал Маулид, а ваххабиты
отвергают его как новшество. Ибн Таймия — источник вдохновления для
исламистских группировок, которые призывают к революции. Как говорит
Кепель, «Ибн Таймия (1268–1323) — первый, на кого ссылаются в суннитском
(так у Кепеля) исламистском движении,— очень обильно цитировался для
оправдания убийства Садата в 1981 … и даже для осуждения саудовского
руководства и призывов к его ниспровержению в середине 1990-х». О том,
какое влияние идеи Ибн Таймии оказали на вдохновителей (Абдас-Салям
Фарадж — «духовный лидер» убийц Садата) и участников убийства Садата,
написано в книге Э. Сивана «Радикальный Ислам». Ибн Таймию отмечают и
как любимого автора других салафитских экстремистов, включая Сайида
Кутба из «братьев-мусульман». Ученик Ибн Таймии Ибн Кайим ал-Джаузия
также часто цитируется салафитами всех мастей. Фетва Ибн Таймии о
джихаде против мусульман Что еще хорошо известно об Ибн Таймии, так это
то, что он жил в неспокойные времена, когда монголы разграбили Багдад и
завоевали аббасидскую империю в 1258 г. В 1303 г. он получил от
мамлюкского султана приказ дать фетву, легализующую джихад против
монголов. Ведение священной войны против монголов с целью ликвидации
всякой угрозы для мамлюкского государства было не простым вопросом.
Монгольский хан Махмуд Газан принял Ислам в 1295 г. Хотя они были
мусульманами, которые не придерживались исламского закона на практике, а
также поддерживали кодекс монгольской ясы, в решении Ибн Таймии они
рассматривались как отступники. Для Ибн Таймии монголами был не просто
отвергнут исламский закон из-за отсутствия полной приверженности ему, но
«неверный» кодекс — яса — делал их законными целями уничтожения. Так
называемый джихад последовал после этого решения, и угроза для Сирии
была ликвидирована. Ваххабиты и другие салафиты до сих пор клеймят
монгола Махмуда Газана как кафира. Ортодоксальные сунниты, однако,
хвалят Махмуда Газана как мусульманина. Шейх Мухаммад Хишам Каббани
пишет: «В действительности Газан-хан был верующим, твердым в Исламе.
Аз-Захаби передает, что он стал мусульманином (приняв Ислам) из рук
суфийского шейха Садраддина Абу ал-Маджами Ибрахима ал-Джувайни (ум.
720), одного из собственных шейхов хадиса Захаби… Во время своего
правления он возвел огромную мечеть в Тебризе, в дополнение к двенадцати
исламским школам (медраса), многочисленным постоялым дворам (ханика),
фортам (рибат), школе для светских наук и обсерватории. Он поддерживал
Мекку и Медину многими дарами. Он следовал одной из школ (мазхабов) Ахль
ас-Сунна и питал уважение к религиозным ученым. Он упоминал в
государственных записях потомков Пророка (с.а.в.с.) перед принцами и
принцессами своего дома и ввел тюрбан в качестве головного убора при
дворе». Мухаммад ибн Абдул-Ваххаб последовал по стопам Ибн Таймии и убил
тысячи мусульман в Аравии. Ортодоксальные суннитские ученые, которые
опровергли псевдосуннитские позиции Ибн Таймии Ибн Таймия был заключен
под стражу в соответствии с фетвой, подписанной четырьмя ортодоксальными
суннитскими судьями в 726 г. по Хиджре за свою ложную и неправоверную
позицию. Они представляли четыре школы права, которых придерживаются
сунниты до сих пор. Нет никакого свидетельства, что против Ибн Таймии
существовал «заговор», как заявляют ваххабиты и некоторые другие
салафиты, чтобы защитить его. Вот имена четырех судей: кади Мухаммад ибн
Ибрахим ибн Джамаа (аш-Шафии), кади Мухаммад ибн ал-Харири ал-‘Ансари
(ал-Ханафи), кади Мухаммад ибн Аби Бакр (ал-Малики), кади Ахмад ибн Умар
ал-Макдиси (ал-Ханбали). Некоторые ортодоксальные суннитские ученые,
которые опровергли заблуждения Ибн Таймии и выступили против его
оппозиции суннизму: Такийуддин ас-Субки, Факих Мухаммад ибн Умар ибн
Макки, Хафиз Салахуддин ал-‘Ала’и, кади Муфассир Бадруддин ибн Джамаа,
шейх Ахмад ибн Яхья ал-Килаби ал-Халаби, Хафиз Ибн Дакик ал-‘Ид, кади
Камалуддин аз-Замалкани, Кади Сафиуддин ал-Хинди, факих и мухаддис Али
ибн Мухаммад ал-Баджи аш-Шафии, историк ал-Фахр ибн ал-Му‘аллим
ал-Кураши, Хафиз Захаби, муфассир Абу Хайан ал-Андалуси и факих и
путешественник Ибн Батута. Неджд — место, не славное святостью Неджд —
это регион в Саудовской Аравии, откуда вышел основатель ваххабизма. Это
была в основном бесплодная и сухая земля, населенная бедуинами, которые
пасли животных. При своей скудной обеспеченности водой, это не самое
комфортное место, так как климат там отличается резкими крайностями жары
и холода в летние и зимние сезоны. Неджд заслужил дурную славу в
ортодоксальных суннитских кругах за то, что стал местом происхождения
смут (фитан) задолго до появления Мухаммада ибн Абдул-Ваххаба. Он
известен как прибежище многочисленных поджигателей беспорядков, которые
бросали вызов мусульманам — и физически, и духовно. Правоверный
суннитский ученый из Ирака Джамал Эфенди аз-Захави говорит: «Знаменитые
писатели наших дней обратили внимание на примечательное сходство между
«истоками» Ибн Абдул-Ваххаба и тех из лжепророков, которые стали
известны в начальную эпоху Ислама, таких как Мусайлима Лжец, Саджах
ал-Асвад ал-Анаси, Тулайха ал-Асади и другие, подобного рода». Фенари
говорит, что хотя Неджд ближе всего к святым городам Мекке и Медине,
только он был порицаем Пророком Мухаммадом (с.а.в.с.) в достоверных
хадисах. Он поднимает еще один интересный вопрос: о том, что многие
арабские племена удостоились хвалы Пророка Мухаммада (с.а.в.с.), а бану
тамим — самое известное племя Центральной Аравии, из которого происходил
Мухаммад ибн Абдул-Ваххаб, — было восхвалено лишь однажды. Более того,
подлинные предания, содержащие «явную критику» бану-тамимитов, гораздо
более многочисленны. Ибн ал-Джаузи и Абд-ал-Кахир показывают ту
важнейшую роль, которую сыграли в хариджитском движении представители
бану Тамим, а также выходцы из Неджда и вообще жители Центральной Аравии
(Абу Билал Мирдас, Наджда ибн Амир, Кутам бинт ‘Алкама и многие
другие). Уничтожение могил. Тавассуль и табаррук:что для суннита благо,
то для ваххабита зло. Одним из первых деяний ваххабитской армии под
командованием Мухаммада ибн Сауда было разрушение могил. Позднее, когда
движение ваххабитов усилилось, они достигли Кербелы и серьезно повредили
мечеть имама Хусейна. Как всегда, их действия сопровождались массовыми
убийствами. Ваххабиты выступили против правоверных суннитов, а также
шиитов с обвинением их в святотатстве из-за практики тавассуля и
табаррука. На самом же деле источник благословения при тавассуле — не
посредник, а Аллах. Тавассуль — это практика Пророка (с.а.в.с.), сахабов
и ученых Ислама. Однако ваххабиты обвиняют в ширке тех, кто совершает
тавассуль через посредство людей, которых уже нет в живых, или через
отсутствующих. Из-за этого они убивали людей, полагая, что такое
святотатство надо искоренять мечом. Ваххабиты по сути дела и здесь
отошли от пути праведных предков и примкнули к Ибн Таймии, объявившему
подобную форму тавассуля (через покойных) грехом. В наши дни ваххабиты
запрещают людям совершать тавасуль через посредничество Пророка
(с.а.в.с.), в Медине введены всевозможные ограничения вокруг его могилы.
Они запрещают посещать могилы благочестивых мусульман, уничтожают
всякие отметки на могилах, чтобы люди не могли узнать, где похоронены
святые. При этом интересно то, как проявляется лицемерная природа
ваххабизма: они отказались разрушать могилу Ибн Таймии в Дамаске, чтобы
там прошла дорога. Каким-то образом выходит, что для них не является
«многобожием» то, что является таковым для других. Как искаженно
ваххабиты понимают тавассуль: перепутали средство с Подателем Ваххабиты
ложно (т.е. необоснованно) обвиняют ортодоксальных суннитов в совершении
ширка во время обращения к Богу с просьбой при использовании
посредника, является ли средством благочестивый человек в могиле,
предметы (табаррук), или при поиске защиты божьей с использованием
амулетов с аятами Корана (рукия). Ваххабиты полагают, что испрашивание у
Бога чего-либо с помощью средств — это то же самое, что и поклонение
самому средству. Для них люди, которые совершают тавассуль через
посредство благочестивого мусульманина, пребывающего в могиле, просят
этого святого, а не Бога о чем-то. Люди, которые делают табаррук
посредством реликвии Пророка (с.а.в.с.), просят, с точки зрения
ваххабитов, у реликвии, а не у Бога благословения, а люди, носящие
рукия, просят защиту у самой рукия, а не у Бога. Когда мусульманин
посещает могилу Пророка Мухаммада (с.а.в.с.) и зовет его: «О Пророк»
(«Йа, Расулаллах»), ваххабиты обвиняют такого человека в поклонении
Пророку (с.а.в.с.) и отказываются принять понимание того, что Пророк сам
(с.а.в.с.) является посредником в просьбе к Аллаху. Такое действие, с
точки зрения ваххабитов, выводит мусульманина из рамок религии Ислама. В
общем ваххабиты верят, что подобные люди поклоняются тварям наряду с
Богом и, значит, виновны в многобожии, придавании Аллаху сотоварищей в
поклонении. Бывший муфтий (ныне покойный) Саудовской Аравии ‘Абдул-‘Азиз
ибн Баз оправдывал обвинения в многобожии, которые выдвинул Ибн Абд
ал-Ваххаб против мусульман, и его «джихад» против них. По его мнению, в
то время в Неджде повсюду был распространен и стал распространяться
далее политеизм, в том числе и в виде поклонения людям, которых называли
аулия, но которые были (так говорит Бин Баз!) сумасшедшими, идиотами.
Подобной же была ситуация и в Мекке, Медине, Йемене, говорит Бин Баз, но
в Неджде ситуация была хуже всего; там люди поклонялись, по его мнению,
и могилам, и пещерам, и деревьям, и людям, это стал исправлять Ибн Абд
ал-Ваххаб, который — замечает Бин Баз — знал, что ничего нельзя достичь
без джихада, терпения и страдания (все это пишет Бин Баз в своей книге
«Шейх Мухаммад ибн Абд ал-Ваххаб»). Однако правоверные сунниты никогда
не призывали поклоняться средствам. Из-за своей нетерпимости ваххабиты
убили тысячи мусульман, которые представлялись им многобожниками. На
самом деле это были не многобожники, а сунниты, которые следовали Исламу
в его чистоте, как ему учили праведные предки, жившие в период Салаф.
Ваххабиты приписывают Аллаху место и направление Обвиняя массы мусульман
в многобожии, сами ваххабиты отделились от мусульман в понимании веры.
Из-за своей приверженности неправоверному, страшно испорченному
толкованию они спокойно верят, что у Аллаха есть сотворенные или
человеческие атрибуты, и пытаются затем скрыть свой антропоморфизм
высказываниями о том, что они не знают, как Аллах обладает такими
атрибутами. Например, Билал Филипс, ваххабитский автор, говорит: «У него
нет и материального тела, но Он и не бесформенный дух. Они имеет образ,
подходящий Его величию, подобия которому ни один человек никогда не
видел и не постигал, и который будет увиден (на уровне ограниченности
человека) людьми рая». Итак Билал Филипс утверждает, что у Аллаха
определенно есть образ, «подходящий Его величию», и он старается
определить разновидность того образа, говоря, что он не похож на образы
сотворенных существ, и добавляет, что Аллах — это и не бесформенный дух.
Филипс пытается выразить мысль о том, что у Бога есть образ какого-то
типа, некое тело «некорпоральное». Подобные воззрения уже давным-давно
были отвергнуты суннитскими имамами, в частности имам Байхаки сообщает в
«Манакиб Ахмад» (с достоверной цепочкой), что имам Ахмад сказал:
«Человек совершает акт неверия, если говорит, что Аллах — это тело, даже
если говорит, что Аллах — тело, не похожее на другие тела». Имам Ахмад
продолжает, говоря, что слово «тело» применяется по отношению к вещи, у
которой есть длина, ширина, толщина, образ, структура и компоненты.
Такое выражение не может быть использовано по отношению к Аллаху. С
точки зрения Шариата нет никаких оснований для утверждения какой бы то
ни было телесности Аллаха. Так что Билал Филипс не имеет права
представляться последователем праведных предшественников — салаф. Он не
только высказывает мысли, противоположные тому, что выразили они, но и
полностью выставляет себя как их идейный противник, так как его мысли
решительно опровергнуты их словами, то есть праведные предшественники
выступили с отрицанием утверждений невежд, вроде Билала Филипса, в свое
время, уже давным-давно. Вопиющий антропоморфизм демонстрируется также в
комментарии Бин База к «Акиде Тахавия», одной из самых известных книг,
выражающих суннитское вероучение. Так, Бин Баз пишет, что «Аллах по ту
сторону границ, которые мы знаем, но у Него есть границы, которые знает
Он». Своей интерпретацией Бин Баз стремится представить настоящего
великого суннита — Абу Джа‘фара Тахави — антропоморфистом, желает
обставить все так, будто антропоморфизм, которому сам бывший муфтий
Саудовской Аравии привержен, был выражен в словах Тахави. Свой подход
Бин Баз демонстрирует и в отношении к высказываниям Ибн Хаджра
‘Аскалани. Бин Баз говорит: «Что касается Ахль ас-Сунна, а это
сподвижники и те, кто последовал за ними, то они утверждают направление
для Аллаха, и это направление возвышения, веря, что Всевышний над
Троном, не приводя примеров и не вдаваясь в способ». Другой ваххабит,
тоже ныне умерший, Мухаммад Салих ал-Усаймин демонстративно выражает
свой антропоморфизм: «Утверждение Аллаха на троне означает, что Он лично
сидит на Своем Троне». Великий суннитский ученый — ханбалит Ибн
ал-Джаузи опроверг утверждения антропоморфистов, говоривших о личном
сидении Аллаха, сотни лет тому назад: «Кто говорит: «Он утвердился на
троне лично (би затихи)», — тот изменил смысл аята в направлении
чувственного восприятия. Такому человек нельзя отрицать принцип,
установленный разумом, с помощью которого мы приближаемся к познанию
Аллаха и с полной определенность утверждаем Его предвечность. Если вы
сказали бы: мы читаем хадисы и молчим, — никто бы вас не критиковал; а
что омерзительно — это факт, что вы берете их во внешнем смысле. Так что
не привносите в школу этого благочестивого человека из салафов — имама
Ахмада (ибн Ханбала) — то, чего в ней нет. Вы опутали этот мазхаб
безобразным деянием, так что больше не говорится «ханбалит» без того,
чтобы не подразумевалось „антропоморфист“». Билал Филипс, Ибн Баз,
Усаймин следуют по стопам Ибн Таймии и Мухаммада ибн Абд ал-Ваххаба,
двух архиеретиков, которые стали инструментами в возбуждении фитны и
разделения мусульман вследствие того, что эти деятели придерживались
неприемлемых, порицаемых неправоверных толкований исламских источников.
Ваххабиты-антропоморфисты говорят: Аллах пребывает в определенном
направлении, у Аллаха есть границы, Аллах буквально на Троне (сверху),
Аллах лично сидит на Троне. Для мусульманина факт — это то, что Трон
расположен в особом направлении и определенном месте. Ваххабиты же,
думая, что Аллах буквально находится на Троне (то есть сверху),
приписывают Ему сотворенные атрибуты и в результате приходят к тому, что
подразумевают, что часть творения была вечной с Аллахом. Это
противоречит тому, что сказано в Коране и хадисе (Сахих Бухари): «Аллах
существовал вечно и не было ничего другого». Суннитское правоверие
очищает Аллаха от всех направлений и мест. Для суннита — Аллах
существовал всегда без нужды в месте и Он не занял место после
сотворения места. Сунниты говорят именно то, что было высказано Пророком
(с.а.в.с.) и его сподвижниками. Ортодоксальные суннитские ученые
против ваххабизма Многие суннитские ученые опровергли ваххабизм и
предупредили мусульман о его вредном воздействии. Современный ученый
Мухаммад Хишам Каббани приводит большой список ученых и их работ в
издании книги Джамала Захави «Суннитская доктрина против ваххабизма»
(см. перевод на русский язык, изданный Центром «Иман»)
Ас-Сайид
Абдуррахман ал-Ахсаи написал поэму из 67 стихов, которая начинается так:
Бадат фитнатун кал-лайли кад гаттатил-афа´ка Ва ша‘ат фа кадат
тублигул-гарба ваш-шара´ка Фитна возникла, как сумерки, закрывающие
небеса, И широко распространилась, достигнув почти всех (частей) мира. В
перечне работ, направленных против ваххабизма, есть книги таких
известных ученых, как Рамазан ал-Бути, Сайид Ахмад ибн Зайни Дахлан,
шейх ал-Ислам Давуд ибн Сулейман ал-Багдади ал-Ханафи, Сайид ал-Алави
ал-Хаддад, Абдаллах ибн Алави ал-Хаддад, Ибн Абидин, Мухаммад Захид
Каусари ал-Ханафи, Юсуф ар-Рифаи, Хасан ибн Али ас-Саккаф и многих
других. (Подготовлено на основе статьи Зубайра Камара, под редакцией
ASFA, адрес в Интернете: www.sunnah.org).

ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ