Личность Имама Махди (А) как точка единения мусульман

Во имя Аллаха, Всемилостивого, Всемилосердного

Ведущие политологи мира отмечают тот факт, что грядущее столетие пройдет под религиозными знаменами, имея в виду, что вопросы конфликтов и диалога цивилизаций будут решаться в конфессиональном аспекте. Каким будет наше будущее, сможем ли мы выйти на новый виток цивилизации или же войдем в глубокий штопор на текущем этапе, во многом зависит и от религиозных деятелей и того, каким образом религиозные доктрины подаются ими для широких масс населения.Нет никакого сомнения в том, что основные конфессии мира имеют немало различий между собой, — не только в истории и ритуальной части учения, но и — что более важно — в его догматической части. Таким образом, поиск точек соприкосновения между нами есть весьма скрупулезный процесс, требующий от нас знания и понимания целого ряда предметов, сложных исторических обстоятельств, политической обстановки — то есть, всех обстоятельств места и времени, в которых сформировались те или иные доктринальные различия.И если говоря о разных мировых религиях мы можем смело сказать, что различия между нами способны скорее взаимно обогатить наши цивилизации, нежели разобщить их между собой, то, говоря о различиях между направлениями Ислама, мы, к сожалению, не можем утверждать того же самого с той же долей уверенности. Выступая поборником чистого Ислама Пророка (С), любое течение внутри Ислама вряд ли согласится уступить другому пальму первенства (поскольку, при более глубоком рассмотрении, никакого иного Ислама, кроме заповеданного нам Пророком (С), нет и быть не может, следовательно, тот, кто готов согласиться с тем, что его оппонент более последователен в этом вопросе, автоматически выводит себя за круг праведных мусульман). Следовательно, возникновение конфликтов в этом направлении практически неизбежно, что мы и наблюдаем сегодня. Каковы же способы решения? Где искать пути объединения всех мусульман в братском диалоге?И в данном аспекте на первый план выходит вопрос правильности понимания следования Пророку Ислама (С). Что именно мы имеем в виду под следованием: грубое внешнее подражательство (как к этому призывают ваххабиты, выдавая это за «следование сунне Пророка (С)»), или же впитывание в себя полноты духа Божественного Откровения? Если мы переведем вопрос о возможном конфликте или диалоге между различными направлениями Ислама в чисто духовную плоскость, мы поймем, что, несмотря на внешние различия, которые на самом деле не столь существенны для следования духу подлинной Сунны Пророка (С), в рамках каждого направления мусульманской религии существует колоссальный духовный потенциал, позволяющий верующему достичь небывалых высот, — естественно, при условии, что он изберет себе правильный ориентир, не идя на поводу у пропагандистов, преследующих индивидуальные политические интересы, а смотря в корень учения Пророка (С).Мы верим (а во всем, что касается религии, именно вера имеет первостепенное значение), что суть учения Ислама в ее кристальной первозданной чистоте сохранилась в роду Ахли-Бейт (А) — семейства Пророка (С) — с момента ниспослания первого Откровения Ислама и до наших дней. Естественно допустить, что именно Очищенное Семейство — да будет с ним мир — и есть та общая точка соприкосновения, что роднит всех мусульман мира между собой. Нет ни одного течения, ни одного мазхаба, который не призывал бы уважительно относиться к Ахли-Бейт (А). Формально расходясь по вопросу об имамате, все мусульмане мира считают шиитских имамов из числа Ахли-Бейт (А) духовными вождями и истинными учителями, от них берут свое начало цепочки духовного преемства большинства суфийских орденов, они являются достоверными передатчиками множества хадисов, вошедших в авторитетные сборники суннитов, они — краеугольный камень Традиции Пророка (С) (Сунны), и вряд ли у кого из современных ученых обоих основных толков возникнет сомнение по поводу ниспослания коранических аятов в их честь, в частности — суры «Аль-Каусар» и «Аята очищения» (33 аят суры «Аль-ахзаб»).Более того, в эсхатологической перспективе, рассматривая тот век, в котором мы живем, мы обращаем внимание на личность имама Махди (да будет с ним мир), в ожидании явления которого в последние времена пребывают все мусульмане без исключения. И в равной степени все более-менее квалифицированные мусульманские богословы относят эту светлую личность к роду Ахли-Бейт (А), сходятся в описании обстоятельств ее Явления и той исторической роли, которую ей предстоит сыграть.Таким образом, культура Ожидания, подготовки почвы к явлению Имама, и есть та площадка, на которой все мусульмане способны объединиться и прилагать свои духовные усилия в одном направлении: призывая скорейшее наступление тех времен, когда весь мир будет наполнен духом мира и справедливости.Чтобы проиллюстрировать, насколько много общего есть между всеми нами, я предлагаю вниманию читателей анализ авторитетных суннитских источников, посвященных личности Имама Махди (А), проведенный доктором Тиджани Самави в его книге «Встать на сторону праведников» («Ла акуна маа-с-садикин»), которую мне в свое время посчастливилось перевести с арабского на русский. Итак, вот какие сведения приводит уважаемый доктор в своей книге:« Мусульмане, в особенности – образованная мусульманская молодежь, — стали задаваться вопросом об истинности Махди, есть ли для этой доктрины место среди вероубеждений Ислама или же она – шиитское изобретение?Несмотря на то, что писали шиитские ученые в древности и сейчас в отношении Махди в энциклопедиях и исследованиях, несмотря на то, что многие сунниты сталкиваются со своими шиитскими братьями на разных конференциях и круглых столах, посвященных вопросам вероубеждений, этот вопрос продолжает оставаться камнем преткновения для многих, поскольку они не привыкли слышать подобные предания.В чем же заключается подлинное исламское вероубеждение относительно Махди? Исследование этого вопроса подразделяется на две части.Первая часть связана с исследованием вопроса о Махди на основании Корана и Сунны.Вторая часть связана с исследованием его собственной жизни, обстоятельств исчезновения и появления.Что касается первой части, то шииты и сунниты согласны друг с другом в том, что Посланник Аллаха (С) предсказывал своим сподвижникам его явление в конце времен. Хадисы о Махди (А) приводили не только шииты, но и сунниты в своих «Сахихах» и «Муснадах». Я же, в свою очередь, следуя взятому мною за правило в каждом исследовании, буду основываться только на том, что подтверждается суннитскими источниками.В «Сунан» Абу Дауда приводится, что Посланник Аллаха (С) сказал:«Если бы этому миру оставалось отпущено не более одного дня, Всевышний Аллах растянул бы его до той поры, пока не явится человек из моего семейства, чье имя – такое же как мое, и чье отчество – такое же как мое, который наполнит землю справедливостью в той же мере, в какой ранее она была наполнена несправедливостью».Также приводится в «Сунан» Ибн Маджа:Посланник Аллаха (С) сказал: «Для нас, членов нашего семейства, Аллах предпочел следующий мир этому. После моего ухода члены моего семейства столкнутся с тяжким преследованием и подвергнутся изгнанию, пока с востока не придет группа людей, несущих черные знамена, и они потребуют добра, но не будет им дано, тогда они станут сражаться и победят, и тогда им будет предложено просимое. Но они не примут его, пока не предложат (этот мир) человеку из моего семейства, который наполнит его справедливостью настолько, насколько ранее он был наполнен притеснением».

ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ