Ислам и развитие

Коран призывает человека не стремиться к благам этого мира, а иметь желание обеспечить себе достойную загробную жизнь.

Не является ли такое положение ислама  одним из препятствий на пути обеспечения материального прогресса в развитии мусульманского общества?Так как экономическое развитие — это процесс, при котором оптимально и эффективно используются природные и человеческие ресурсы для достижения благополучия и духовного совершенства и который осуществляется за счёт материальных возможностей, принципиальное значение имеет то, как человек смотрит на материальный мир. Если религиозный взгляд на материальный мир излагается правильно и логично, это оказывает большое влияние на то, как люди пытаются достигнуть научного прогресса, обеспечить достоинство своего общества, не забывая при этом о нравственном воспитании. Если же этот вопрос истолковывается ложным образом, это приводит к одурманиванию людей, распространяет среди них апатию и безразличие, позволяет им смиряться с отсутствием порядка и хаосом в делах. Всё это в конечном итоге ведёт к несчастьям человека и отсталости всего общества.Ислам отрицает стремление к материальному миру и пропагандирует желание обеспечить себе загробную жизнь. Если неверно истолковывать айаты и хадисы, в которых содержится порицание увлечённости материальным миром, то тогда ислам предстанет в качестве религии, не согласующейся с развитием и выступающей против современного научного и промышленного прогресса.Хадисы, говорящие об этом мире, можно разделить на несколько категорий.а) хадисы, в которых материальный мир рассматривается как низкий и не имеющий ценности. Например, такие:«Мир обманчив».«Мир — это высшее желание несчастных».«Мир — это прибыль и польза людей, не имеющих разума».«Мир — это рынок ущерба и убытка».«Мир — это место, пропитанное несчастьями и известное своими уловками и обманом».б) хадисы, в которых восхваляется мир и предоставляемые им возможности. В качестве примера приведём речь имама ‘Али   (а):«Этот мир — место правды и правильности для тех, кто в него верит и относится к миру с искренностью. Это обитель безопасности и здоровья для тех, кто владеет знаниями о мире и понимает его. Это место, где отсутствует нужда и обеспечивается могущество для тех, кто возьмёт здесь себе своей путевой запас. Это место, где можно получить наставление, для тех, кто готов его получить. Это место поклонения и почитания для друзей Аллаха, это место для намаза ангелов Господних, это место нисхождения Божественного откровения, в котором людям даётся милость Божья. Это место, где люди могут обеспечить себе рай».Имам Бакир (а) говорит: «Мир — это хорошая помощь для обретения загробной жизни». В другом месте он добавляет: «Человек, ищущий мира для сохранения своего достоинства, независимости от других, обеспечения хорошей жизни для своей семьи и оказания милости своему соседу, в День воскресения из мёртвых встретит Всевышнего, и лицо Его будет, как полная луна».в) хадисы, которые разделяют мир на порицаемый и восхваляемый. В качестве примера приведём высказывание имама Саджада (а): «Любовь к этому миру — источник любых грехов и ошибок. Но мир предстает перед человеком в двух видах: один ведёт человека к его цели, а другой проклят и далёк от Божественной милости».г) хадисы, в которых определяются обязанности человека по отношению к миру, определяют критерии, по которым можно понять, имеем ли мы дело с увлечённостью материальным миром или с желанием обеспечить себе загробную жизнь. Например, мы находим такие указания в молитве имама Бакира (а): «Господи! Дай мне в жизни столько благополучия, чтобы я имел силы слушаться Тебя и служить тебе, чтобы я навлёк на себя Твою благосклонность. Не делай мир для меня темницей. И пусть не опечалит меня расставание с этим миром».Священный Коран  говорит, как следует правильно относиться к миру и рационально пользоваться возможностями, которые Бог предоставляет человеку: «А при помощи того, что Аллах даровал тебе, стремись обрести обитель будущей жизни. Не пренебрегай и долей твоей в этом мире, твори добро, подобно тому, как Аллах сотворил добро для тебя, и не стремись к бесчинству на земле, ибо Аллах не любит бесчинствующих».Этот айат показывает нам, что данными Аллахом благами и материальными возможностями нужно пользоваться, чтобы заслужить Божественную милость в загробном мире. Всегда следует применять их для исполнения своих обязанностей и совершения добрых дел, милосердия и благотворительности в отношении других рабов Божьих. В этом мире нужно стараться никогда не совершать несправедливости в отношении других. Начало этого айата и его продолжение ясно показывают, что ислам держит в поле своего внимания все стороны земного и загробного мира.Таким образом, даже если окинуть общим взглядом представленные айаты и хадисы, можно прийти к выводу, религия говорит о мире как о чём-то малоценном и не заслуживающем внимания. Это не тот мир, ради которого человек должен проявлять усердие, полагая, что навечно в нём останется. Это не тот мир, который был назван «нивой, где взрастает загробная жизнь». Это порицаемый мир, исполненный душевных страстей. Это мир, в котором человек находится под воздействием низких побуждений, таких, как алчность, высокомерие, гордыня, зависть и тщеславие. Убеждённость в том, что человеческая жизнь не ограничивается только существованием во временном мире, после которого человека ждёт вечная обитель, помогает правильно использовать дарованные Богом блага во имя духовного и материального развития. Это способствует обретению человеком высочайших моральных ценностей. Цель верующего состоит в том, чтобы стать праведным и достойным рабом Божьим и обрести Его благоволение. Очевидно, что при таком мировоззрении и образе действий  никогда не возникнет застой в производстве, и ничто не помешает достижению экономического процветания. Напротив, это способствует установлению социальной справедливости и честному распределению доходов. Для этого совершенно не обязательно отказываться от мира, уходить в монашество или как-нибудь иначе изолироваться от людей.Какое стремление к материальному миру отрицает и запрещает ислам?В высказываниях непорочных предводителей ислама (а) мы встречаем хадисы, в которых мир рассматривается по-разному: с одной стороны, он низок, ничтожен и порицаем, с другой — восхваляем и одобряем, а потому следует достойным образом воспользоваться имеющимися в нём возможностями. Укажем на несколько примеров таких хадисов.Пророк ислама (с) сказал Абу Зару Гаффари: «Абу Зар, мир и всё, что в нём, не имеет ценности и далеко от милости Божьей, разве что самая малая часть его может снискать благоволение Всевышнего».Имам ‘Али (а) говорил: «Мир — это обитель, через которую проходит человек, а не место его постоянного пребывания. Люди в этом мире подразделяются на две группы. В первую входят те, которые продались миру и обрекли себя на наказание от Бога; во вторую — те, кто выкупил себя и освободился от пут и уз этого мира».

ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ