Если кто-либо одолжит Аллаху заем, то Он увеличит его многократно

Одним из поощрительных деяний, на которое обращает внимание Ислам является предоставление помощи в виде долга. Имам Джафар Садык (да будет мир с ним!) напоминая о том, что это является богоугодным деянием повелевает: «Всякий набожный человек, который во имя Бога одалживает своему брату по вере. Ему каждое мгновение записывается саваб, как за предоставление милостыни, садака до тех пор, пока ему не вернут его долг».

Одним из богоугодных деяний, посредством которого можно устранить проблему, обрадовать набожного и добиться довольства Всевышнего является предоставление денег в долг. Важность этого поступка в Исламе является настолько высокой, что Бог признает предоставление долга людям, как предоставление долга Ему. В 245 аяте суры «Бакара» говорится: «Если кто-либо одолжит Аллаху прекрасный заем, то Он увеличит его многократно …«.

В других коранических аятах также, когда речь идет о долге или предоставлении займа, то употребляются такие слова как «хасана» добро. Другими словами, когда человек дает людям в долг, это должно сопровождаться с намерением приблизиться к Аллаху. Давать в долг следует чистые и честные деньги и сам этот процесс должен быть доброжелательным. Набожный человек не должен уничтожать этот свой благой поступок упреком, сделав вид будто делает одолжение и не должен делать это с издевкой.

Предоставление денег взаймы стимулирует того человека, который взял в долг к усердию, активизирует его, ибо он знает, что ему следует вернуть долг. Это в свою очередь способствует экономическому росту, проявлению талантов и творческих качества в обществе, в отличие от милостыни, садака, где человек получающий милостыню не стимулируется к работе, усердию и труду, потому что он знает, что ему не надо отдавать этих денег. В хадисе повествуется, что у Посланника Аллаха (да благословит Аллах его и его семейство!) спросили: «Почему вознаграждение за предоставление беспроцентного займа больше, чем за милостыню? В чем заключается мудрость, ведь когда человек жертвует из своего имущества в качестве милостыни садака, не ожидает того, что ему вернут деньги, но человек, который дает взаймы без процентов ожидает, что ему вернут деньги?» Его светлость ответил: «Да это так. Но всякий, кто желает получить милостыню, садака, не означает того, что он нуждающийся. Но человек, который берет деньги в долг, безусловно, нуждается. Следовательно нет никаких гарантий, что милостыня попадет в руки того, кто действительно в ней нуждается. Но человек, который берет в долг, занимает деньги, нуждается в этих средствах, поэтому вознаграждение тому, кто одалживает, больше чем вознаграждение тому, кто совершает милостыню, садака».

Давать в долг — это Сунна Пророка Мухаммада (да благословит Аллах его и его семейство!), на которой его светлость делал большой акцент. Его светлость в своих многочисленных обращениях к мусульманам, записанных в хадисах, призывал набожных людей к этому богоугодному поступку и говорил: «Мне милее, если я дважды дам в долг 1000 дерхемов, нежели отдать эти деньги в качестве милости, садака».

Его светлость осуждал также людей, которые отказывались одалживать нуждающимся, несмотря на то, что сами имели финансовые возможности. Его светлость в частности повелевает: «Бог сделает запретным благоухание рая тому, кто не помогает своему брату по вере, который обратился к нему с просьбой дать ему взаймы, а он отказал ему несмотря на то что мог это сделать».

Посланник Аллаха очень часто обращался к правоверным, чтобы они не были равнодушны к трудностям других людей, поэтому его светлость говорил: «Всякий, кто желает, чтобы Бог удалил от него печаль, должен не проявлять суровости к брату по вере в отношении долга, которому он одолжил деньги или же отказаться от этих денег, потому что Бог любит, когда помогают людям опечаленным от того, что у них денег и средств».

Посланник Аллаха (да благословит Аллах его и его семейство!) с одной стороны поощрял мусульман давать в долг, а с другой тем, кто сталкивался с финансовыми проблемами советовал не занимать средств в меру своих возможностей и искать убежище и помощь у Бога от тяжести долга, который ломит спину. Его светлость в молитве в частности обращается к Богу со следующими словами: «О, Аллах! Ищу у тебя убежища от печали, от горя, немощности, лени, тяжести долга, которая ломает спину и господства людей!» Его светлость Имам Али (да будет мир с ним!) также призывает своих друзей и соратников не брать в долг. Его светлость повелевает: «Когда человек берет в долг он печалится и горюет в ночи, а днем в глазах людей он испытывает унижение».

Согласно учениям Ислама равно как человек, который дал деньги взаймы призывается к терпению, человек который взял деньги в долг призывается к тому, чтобы не медлить с возвратом долга. Посланник Аллаха называет несправедливостью и насилием, когда человек не возвращает долг, несмотря на то, что он способен сделать это. Его светлость в частности повелевает: «Если человек способный вернуть свой долг проявит халатность и заставит своего кредитора ждать, то за каждый день, который он задерживает с возвратом долга, в книге его деяний будет записываться грех человека, совершившего вымогательство».

Пророк не только призывает человека взявшего взаймы не медлить с возвратом долга, но и весьма сурово призывает его воздержаться даже о мысли не возвращать долг. Его светлость разделяет заём на две разновидности и повелевает в частности: «Один вид долга — это долг, когда человек, занявший средства намеревается вернуть долг, но смерть настигает его прежде, чем он это делает. В таком случае я, Посланник Аллаха, являюсь его покровителем и беру на себя его долг. Второй вид долга — это когда человек, взявший деньги в долг не думает о его возврате. В таком случае в День суда, где не будет ни динаров, ни дерхемов, Всевышний возьмет вознаграждения за благие поступки должника и запишет их в книгу деяний кредитора».

Согласно другому хадису, его светлость, призывая входить в состояние тех людей, которые взяли в долг, повелевает: «Всякий, кто даст отсрочку неимущему и нуждающемуся должнику, Всевышний в тот день, когда не будет тени кроме тени Аллаха, введет этого человека под свою тень».

ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ