Лю Чжи – китайский мусульманин, изменивший мир

Общеизвестный, но часто забываемый, факт – ислам процветал в Китае почти так же долго, как и сама религия, а труды местного учёного Лю Чжи являются лишь одним из многочисленных примером того, насколько увлекательным и прекрасным является исламское вероучение через призму восточноазиатской философии.

Несмотря на то, что сегодня китайское правительство изменило своё отношение к исламу и мусульманам, если мы обратимся к историческим трудам, то обнаружим, что Китай имеет долгую и глубоко связанную с исламом историю. С тех пор, как император династии Тан Гаоцзун официально разрешил мусульманам свободно исповедовать свою религию в городе Сиань в 651 году н.э., и начинается история учения Пророка (с.а.с.), которая насчитывает уже более 1300 лет.

Мусульмане хуэй представляют официальное этническое меньшинство в Китае и сегодня преимущественно проживают в западном регионе Китая и в провинциях Синьцзян, Нинся, Ганьсу, Цинхай, Хэнань, Хэбэй, Шаньдун и Юньнань. Говорят они на мандаринском диалекте китайского языка. Если верить исследователям, то мусульмане хуэй произошли от торговцев, ремесленников, учёных и даже солдат, попавших в период с VII по XIII века в китайские земли из стран Центральной Азии и исламской Персии.

Пленительное слияние конфуцианской и исламской мысли произошло в значительной степени благодаря тем мусульманам, которые стремились распространить на этих землях ислам. В конечном итоге был создан Хань Китаб, своего рода китайско-исламский труд, который объединил учения конфуцианства и ислама. «Хань Китаб» стал собранием работ китайских мусульман, которые раскрывали красоту ислама через призму конфуцианства. Одним из самых известных учёных и авторов Хань Китаба был Лю Чжи, который позже стал известен как один из самых популярных мусульманских мыслителей Китая.

Родившийся в 1660 году, Лю Чжи происходил из мусульманской семьи. В то время (речь идёт о 1600-х годах) многие мусульмане хуэй находились под сильным влиянием суфизма, особенно ветви кадари, накшбанди и кубрави. Получив религиозное образование у своего отца Лю Саньцзе, Лю в возрасте 12 лет начал изучать священные писания под руководством академика Юань Руци в городе Нанкин. С 15 лет Лю Чжи продолжает обучение уже дома. В течение следующих 15 лет он досконально изучит конфуцианство, буддизм, даосизм и ислам.

Примерно в 30 лет Лю начинает изучать исламское вероучение на более глубоком уровне. На это уйдёт 20 лет. За это время он успеет овладеть в совершенстве арабским языком и написать несколько своих работ и книг. Его труды стали частью Хан Китаба, результатом более широкого движения, которое стремилось понять ислам на более глубоком уровне. Его наиболее известными письменными работами, которые закрепили за Лю статус одного из ведущих авторитетных голосов по исламскому учению в конфуцианском Китае, были «Тяньфан Синли» («Принципы ислама», 1704), «Тяньфан Дяньли» («Правила и приличия ислама», 1710) и «Тяньфан Чжишэн Шилу» («Летопись пророка ислама», 1724).

Лю был убежден, что ислам можно и нужно понимать в его универсальности. Сегодня признанный одним из величайших китайских учёных по исламу, Лю Чжи был революционером с точки зрения переосмысления ислама как в Восточной Азии, так и в конфуцианстве – он красноречиво объединил красоту исламской религии с глубоким мышлением конфуцианской мысли, популяризировал китайско-исламский интеллектуализм.

Хотя о его личной жизни известно мало, Лю умер в 1739 году во времена правления династии Цин. После смерти Лю получил титул «вали», и многие мусульмане хуэй называли его суфием. Он похоронен за южными воротами Наньцзяна – места, имеющего глубокое историческое и религиозное значение для мусульман Китая.

Хотя сегодня в Китае доминируют иные взгляды, нельзя отрицать, что длительные, иногда бурные отношения страны с исламом сыграли большую роль в развитии Китая как одной из самых могущественных стран мира на земле.

Автор: Ильмира Гафиятуллина

ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ