Священный город Кум является вторым центром шиитского знания наряду с благородным Наджафом.
Версий происхождения названия города несколько. Согласно одной из них, оно является арабизированной формой персидского слова «кумэ», означающего «шалаш пастуха». В других вариантах название города связывается с арабским словом «кийам» — «восстание». «Кум» в арабском языке – это повелительная форма глагола «кама» («вставать», «подниматься», «восставать»). Одно из имен Имама Махди (А) в шиитских риваятах – «каим» («восстающий») – относится к тому же корню; при произнесении этого имени шииты обязаны вставать, положив правую руку на голову.
В «Бихаре» от Аффана Басри от Имама Садыка (А) приведено: «Кум назван “Кумом”, потому что его жители соберутся вокруг Каима и совершат восстание (кийам) вместе с ним, сплотятся вокруг него и поддержат его».
(«Бихар», том 60, С. 216).
Таким образом, Кум – это не только город знания, но и город Имама Махди (А), город, который должен сыграть важную роль в истории последних времён (ахиру заман).
Панорамы современного Кума:
Некоторые версии относят основание Кума к Имаму Бакиру (А) – точнее, к его сподвижникам Абдуллаху, сыну Малика Ашари, и его брату Ахвасу (73-й год хиджры). В первые века своей истории город являлся скорее арабским, чем персидским: находясь посреди горной пустыни, в тяжелых климатических условиях, он редко становился объектом внимания омейядских и аббасидских правителей, а потому шииты-арабы переселялись в Кум, чувствуя тут себя в относительной безопасности. Арабское происхождение города до сих пор находит своё отражение в том, что его исторический центр заселён преимущественно арабами, особенно в кварталах с правой стороны Харама Фатимы Маасумы (А), где располагается старинный арабский базар, так называемый гозорхан.
В любом случае, Кум был постоянно наделён особым вниманием и заботой Непорочных (А). Жители города гордятся тем, что в нём никогда не проживало никого, кроме шиитов. С самого основания города и до сегодняшнего дня в нём практически не существовало жителей другого вероисповедания или мазхаба, кроме шиа иснаашария. Согласно преданию, один из средневековых правителей Хорасана, фанатичный суннит, хотел истребить жителей города за то, что в их числе не нашлось ни одного человека с именами «Абу Бакр», «Умар» и «Усман».
История города неразрывно связана с его главной святыней – Харамом Фатимы Маасумы, сестры Имама Резы (А). Всегда полнолюдный, Харам (харам – арабс. «святилище») является центром общественной и религиозной жизни города, его пульсирующим сердцем.
Когда в 200 году по хиджре восьмой Имам Реза (А) был насильственно переселён халифом Мамуном из Медины в персидский Мерв, его сестра, юная Фатима Маасума (А) последовала за ним. По дороге она была отравлена агентами Мамуна и попросила отвезти её в город, который был бы населён шиитами. Таковым являлся Кум. Пробыв в нём 16 или 17 дней, она скончалась от последствий отравления.
Предание рассказывает, что когда люди собрались хоронить Фатиму (А), не могли найти никого, кто сделает это, ведь в Куме не было ни одного из её родственников. Тогда вдруг увидели на горизонте двух приближающихся всадников на черных конях с закрытыми лицами. Достигнув похоронной процессии, они спустились с коней, прочитали над телом погребальный намаз, затем погрузили его в могилу, засыпали землёй, снова сели на коней и ускакали. Никто не знал, кем являлись эти всадники. Согласно одной из версий, это были Имамы Реза и Джавад (А), чудесным образом оказавшиеся в Куме, согласно другой – Имам Али и Имам Хусейн (А). В любом случае, сообщение о появлении всадников зафиксировано во многих книгах от различных людей, так что отвергать его как одно из чудес имамата нет возможности.
Фотографии Харама Фатимы Маасумы (А):
Помимо гробницы Фатимы Маасумы, в Куме также находятся несколько сотен могил прямых потомков Имамов (А), так называемых имам-заде, из которых многие умерли насильственной смертью.
Присутствие гробницы Фатимы Маасумы, могил сотен имам-заде, библиотек, медресе, прекрасных хусейний и мечетей, офисов и домов шиитских марджей и учёных – всё это делает Кум неповторимым, единственным в своём роде сосредоточием света шиитской духовности. Исторический центр города – окрестности Харама – пульсирует мистериальными токами, подобно светоносному водоёму. В дни шахадатов (мученической гибели Имамов) он становится ареной траурных церемоний, особенно поражающих своим размахов на мухаррам и Ашуру, а также коллективных молитв, собирающих десятки тысяч человек – например, на дуа Имама Хусейна (А) в день Арафата.
Неприкосновенная внутренняя святыня Кума, оберегаемая духовными иерархиями света, в ряде хадисов упоминается как особая территория безопасности для шиитов:
Имам Садык (А) сказал: «Какой бы угнетатель не задумал зло против Кума – Аллах обратит его на его собственную голову».
(«Бихар», том 60, С. 211).
В другом риваяте от него же: «Зло отдалено от Кума».
(«Бихар», том 60, С. 214).
Имам Реза (А) сказал: «Когда страны охватят фитны, то идите в Кум и его окрестности, потому что бедствия удалены от него».
(«Бихар», том 60, С. 214).
Кум во времена Каджаров:
Другая важнейшая святыня города – мечеть Джамкаран, называемая также «мечетью Имама времени», – располагается примерно в 10 километрах от центра города и недавно административно вошла в состав расширенного Кума. История строительства данной мечети восходит к шейху Хасану ибн Мусалла Джамкарани, который рассказал, что Имам Махди (А) встретился с ним и распорядился построить эту мечеть:
«Во вторник 17-го рамазана 393 года хиджры я лёг спать в своём доме, как неожиданный стук в дверь группы людей разбудил меня. Они сказали мне: “Встань, твой повелитель Махди ждёт тебя”. Они привели меня в то самое место, где сейчас построена мечеть. Я увидел там людей в белых одеждах, стоящих вокруг ложа, застеленного красивым ковром: на нём, опираясь на подушки, сидел юноша тридцати лет, а рядом с ним старец. Старец, который был пророком Хизром, пригласил меня присесть. Имам Махди (А) назвал меня по моему имени и сказал: “Иди и скажи Хасану Муслиму (крестьянин, которому принадлежал данный участок), что эта земля благословенна. Аллах избрал её из других земель, и он не должен более вести на ней своё хозяйство”. Я сказал: “О, мой господин и повелитель! Необходимо, чтобы у меня были знамения, иначе они не поверят моим словам”. Он ответил: “Донеси то, что я сказал, а мы позаботимся о знамениях. Также пойди к сейиду Абу Хасану (один из учёных Кума) и скажи ему, чтобы он заплатил Хасану Муслиму доход, который приносит эта земля за несколько лет, и тот построил бы на эти деньги мечеть. Скажи людям, чтобы они приходили к этому месту, почитали его и исполняли тут четыре ракята молитвы”. А потом он сказал: “Всякий, кто прочитает на этом месте два ракята, подобен прочитавшему два ракята возле Каабы”.
Я вернулся домой и не спал до утра, находясь в размышлениях. Исполнив утренний намаз, я пошёл туда, где был ночью, и увидел, что место, где должна быть мечеть, обнесено цепями. Затем я отправился в Кум к сейиду Абу Хасану. Как только его слуга открыл дверь, он спросил: “Вы пришли из Джамкарана?” Я ответил: “Да”. Он сказал: “Сейид с утра ожидает вас”. Когда я зашёл внутрь, сейид очень радушно принял меня, а потом сказал, что видел во сне, как некий человек сказал ему: “К тебе придёт Хасан ибн Мусалла из Джамкарана. Верь всему, что он скажет. Его слова – наши слова: не отвергай же их!”».
Мечеть Джамкаран известна своими чудесами и исцелениями; многие из таких случаев были описаны в соответствующей литературе.
Фото мечети Джамкаран:
В числе других знаменательных мест Кума – гора пророка Хизра, находящаяся в 6 км от Харама Фатимы Маасумы. Согласно преданию, Хизр занимался ибадатом и поминанием Аллаха на этой горе. Сейчас на её вершине построена мечеть. Весь Кум виден с этого места как на ладони.
Фото горы Хизра:
Траурные церемонии:
Амин Рамин