Основными проблемами всех пяти стран Центральной Азии будет сокращение ледников и уменьшение поверхностного стока вод. А из этого вытекают проблемы с доступом к питьевой воде, биоразнообразием, сельского хозяйства, животноводства и экономики в целом. Об этом изданию Cabar.asia рассказал заведующий кафедрой метеорологии, экологии и охраны окружающей среды Кыргызско-Российского Славянского университета Андрей Подрезов.
Основные запасы воды в регионе в виде ледников находятся в Кыргызстане и Таджикистане. Вода оттуда затем спускается в страны низовья — Узбекистан, Туркменистан и Казахстан.
По словам эксперта, на 2000 год объем ледников в Кыргызстане оценивался примерно в 418 кубических километров. С 1960 года ледники сокращались со скоростью примерно 1 процент в год.
«По самому неблагоприятному сценарию, к 2100 году наши ледники исчезнут практически на 90 процентов. По более умеренным сценариям — примерно 50-60 %. Все это может привести к тому, что поверхностный сток уменьшится примерно на 40%, а это очень много», — отмечает эксперт.
В Таджикистане ситуация, по его словам, ненамного лучше. По результатам оценки воздействия глобального изменения климата на ледники, начиная с 1930 года общая площадь оледенения республики сократилась примерно на 30%.
«Дефицит воды приведет к изменениям во всех сферах человеческой деятельности, начиная от сельского хозяйства и заканчивая урбанизацией. И такие проблемы затронут все страны Центральной Азии. И первые споры, которые начнутся от прямых последствий изменения климата, это будут споры за водные ресурсы», — считает Подрезов.
Таджикский эколог Хасан Асоев отмечает, что регион сталкивается с шестью экологическими угрозами.
«Сюда входят проблемы высыхания Аральского моря, исчезновение биоразнообразия или исчезновение местной флоры и фауны, деградация экосистем, опустынивание, процессы изменения климата и загрязнение вод», — говорит Асоев.
Таджикистан — это страна, где 93% территории составляют горы. По данным Европейской экономической комиссии (ЕЭК) и ООН, объем выбросов парниковых газов (ПГ) в Таджикистане составляют 0,4 тонны СО2 в год на душу населения, и страна находится на 160 месте из 200 стран по этому критерию.
Что делать?
В 2015 году на на 21-й сессии конференции по климату все страны приняли так называемое Парижское соглашение. Это первый в мировой истории юридически обязательный документ, который объединил страны в стремлении бороться с изменением климата и адаптироваться к нему.
Цель соглашения – сократить выбросы парниковых газов и ограничить повышение глобальной температуры воздуха в этом столетии до 2 градусов Цельсия.
Первыми из стран Центральной Азии его ратифицировали Казахстан и Туркменистан – в 2016 году. Затем Таджикистан – в 2017 году, Узбекистан – в 2018 и Кыргызстан – в 2019 году.
В основные пункты Парижского соглашения входят следующие задачи:
— удержать рост глобальной средней температуры намного ниже 2 градусов Цельсия, а также ограничить рост температуры до 1,5 градусов Цельсия;
— сохранять и увеличивать площадь лесов для поглощения парниковых газов;
— ускорить разработку и международный обмен чистыми технологиями;
— углеродная нейтральность 2050 – во второй половине 21 века нужно добиться баланса между выбросами и поглощениями парниковых газов;
— каждые 5 лет страны должны пересматривать цели и меры борьбы с изменением климата;
— богатые страны перечисляют бедным странам минимум 100 млрд долларов на адаптацию к изменению климата до 2020 года
Владислав Бизек, ключевой эксперт WECOOP по вопросам охраны окружающей среды и экологического законодательства ЕС отмечает, что все страны регионы разнятся и по вкладу в изменение климата, и по развитию, и по возможностям.
Поэтому единый подход в борьбе с глобальным потеплением неэффективен и следует учитывать специфические особенности каждой страны. В частности, что:
— Казахстан и Туркменистан обладают высоким потенциалом сокращения выбросов CO2,
— Казахстан и Туркменистан обладают потенциалом в области энергоэффективности,
— Все страны обладают потенциалом возобновляемых источников энергии, кроме гидроэнергетики,
— Казахстан, Таджикистан и Кыргызстан имеют потенциал для перехода с угля на другие источники энергии,
— Казахстан и Туркменистан обладают промышленным потенциалом, особенно во внедрении наилучших доступных технологий,
— Узбекистан и Таджикистан имеют потенциал в сельском хозяйстве.