Чем угрожают Евразийскому пространству биологические лаборатории США?

В столице Кыргызстана накануне состоялась международная конференция «Биологические лаборатории США: угрозы Евразийскому пространству в Центральноазиатском регионе». О том, где расположены опасные объекты, чем там занимаются ученые и почему никто никто не может контролировать их, кроме США, а также, что нужно делать для своей безопасности, обсудили эксперты стран СНГ в Бишкеке. 

Уже не первый год международные специалисты в сфере медицины, биологии, поддерживающие их журналисты, общественники, политики требуют открыть информацию о деятельности более 400 американских биолабораторий, размещенных буквально по всему миру. Вряд ли их работа носит мирный характер, и очевидно, что она несет опасность жителям всего земного шара.

В дискуссии приняли участие эксперты из Армении, Болгарии, Грузии, Казахстана, Кыргызстана, России, Сербии, Узбекистана и Украины.

Организаторами конференции выступили российское интернет-издание «Ридус», мультимедийный информационный портал «Кундеми» и Фонд по молодежному гуманитарному сотрудничеству «Евразийцы – новая волна».

Основная цель мероприятия, помимо информирования общественности об угрозах деятельности подобных лабораторий, – это еще и использование механизмов общественного давления на международные организации такие, как ООН, ВОЗ, ОБСЕ. Все для того, чтобы привлечь их внимание к рассматриваемому вопросу.

«Сейчас, когда все еще продолжает распространяться по миру эпидемия коронавируса, происхождение которого, по сути, так и не установлено, и на пороге стоит угроза появления и распространения новых болезнетворных штаммов – это тема особенно важна. Если не получится прекратить работу военных биолабораторий, то необходимо хотя бы потребовать ее прозрачности», — заявил главный редактор «Ридуса» Андрей Гулютин (Россия).

Подготовка к биологической войне

Территория стран Центральной Азии используется США для подготовки к биологической войне на случай масштабного конфликта с Китаем, Россией или Ираном, считает глава Евразийского аналитического клуба Никита Мендкович.

«Это создает риски не только для Казахстана и Узбекистана, где непосредственно размещены лаборатории, но и для всего региона. Надо понимать, что (в случае конфликта) биолаборатории будут такими же объектами, как военные базы», — добавил он.

По его словам, он уже  на протяжении около двух лет занимается изучением ситуации по биолабораториям США на постсоветском пространстве. Расследование, проведенное на основе открытых источников, а также личных контактов с сотрудниками этих учреждений, позволило установить некоторые факты.

«Прежде всего – на территории Центральной Азии на текущий момент действуют три крупных биолабораторных комплекса, контролируемых США. Речь идет о центральной референс-лаборатории в городе Алматы.

Она существует на базе Национального научного центра особо опасных инфекций, есть лаборатория в поселке Гвардейский (Джамбульская область РК), а также объект на базе Научно-исследовательского центра института вирусологии в Ташкенте.

Все они имеют так называемый «третий уровень биозащиты». В их работе на постоянной основе участвуют офицеры армии США. Львиная доля разработок этих лабораторий связана со сбором и вывозом в США материалов биологических исследований, которые велись на территории Центральной Азии в советский период, а также «запуском» контролируемых вспышек заболеваний, преимущественно направленных на домашних животных», — отметил аналитик.

А как с их контролем?

Александр Александровский, обозреватель российского ИА «Ридус» сообщил: «Конвенция 1972 года (Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении – прим. редакции) запрещает разрабатывать, использовать, накапливать, хранить бактериологическое оружие. Но в ней не прописан механизм мониторинга действий лабораторий.

Таким образом, невозможно отследить чем они занимаются на самом деле.

По его словам, микробы или вирусы могут быть как положительными, так и отрицательными в определённой концентрации. Соответственно, любая исследовательская деятельность несёт двойное назначение, ее важно мониторить.

«В случае выявления действительно опасных фактов нарушения условий организации исследовательской деятельности (наличие/отсутствие специальных вентиляционные вытяжек, рециркуляция сточных вод, разница давления в помещении, квалификация персонала, равноудаленность от значимых объектов инфраструктуры), необходимо принимать соответствующие меры», — сообщил Александровский.

С 2000-го года усилия России и стран, которые поддерживают данную позицию, внести изменения в Конвенцию – разбиваются о нежелание США и Великобритании. Блокируются все попытки принять дополнительный протокол к соглашению по контролю над биологическими объектами.

Участники международной конференции в Бишкеке «Биолаборатории США: угрозы Евразии в ЦА».

Нужен специальный международный орган

«Любые медико-биологические исследования должны проходить под строжайшим контролем. Биолаборатории, как показал опыт многих стран – в том числе Армении, являются мягкой силой и самым эффективным инструментом колонизации страны. Более эффективным, чем ввод армии и военные действия», считает вирусолог из Армении Григор Григорян.

Он отметил, что в 2007 году многие донорские организации предлагали Кыргызстану открыть в стране биологическую лабораторию. Это предложение исходило из того, что согласно эпизоотической карте, в КР на тот момент было около двух тысяч скотомогильников, захоронений с сибирской язвой.

«Я хорошо помню, как настойчиво западные коллеги советовали кыргызской стороне подключиться к системе лабораторий, поскольку сам в то время находился в стране. Но уже тогда мои коллеги из Кыргызстана сами прекрасно знали, что для них приоритетно», — подчеркнул специалист.

Кыргызстанский политолог Бакыт Бакетаев считает, несмотря на наличие Конвенции от 1972 года, есть необходимость создание института, который отслеживал бы деятельность биолабораторий. Он мог бы работать в рамках ООН.

По его словам, именно Кыргызстан одним из первых в Центральной Азии отказался от строительства биолабораторий.

«Наше гражданское общество уже не первый год призывает власти страны выступить с инициативой создания международного агентства по контролю биологических исследований (по подобию МАГАТЭ). Мы, гражданское общество КР, считаем, что только совместный контроль сможет остановить военное направление всех лабораторий», подытожил Бакетаев.

Пример Украины и Грузии

Эксперт из Грузии Шота Апхаидзе, директор Центра исламских исследований Кавказа заявил, что ситуация с биологическими лабораториями США, разработкой вирусов, химического и биологического оружия очень настораживает. То, что происходи в Грузии в этом вопросе тесно связано и с тем, что сегодня происходит в Украине и на постсоветском пространстве. 

«В Грузии 11 лет назад агентством оборонных и иновационных исследований Минобороны США и австралийским центром Splinters совместно с лабораториями Ричарда Лугара была начата разработка генетическо-этнического оружия. Их разработка велась при помощи мобильных лабораторий на различных территориях и климатических условий, а также их воздействия на различные виды организмов», — сказал Апхаидзе.

По его данным, разработка и испытания подобного оружия паралельно происходила и на Украине и в Казахстане. Оно отличается от обычного биологического оружия тем, что его можно использовать выборочно на определенных видах этносов, возрастной категории людей или пола. 

«Этот вид оружия может быть применено против военных России, так как одной из главных целей его применения является именно РФ. С точки зрения международного права эти разработки и опыты являются незаконными. Международное сообщество должно запретить эту деятельность, а Россия и страны ЕАЭС должны быть инициаторами этого запрета. Так как Запад не станет его инициировать», — заключил Апхаидзе. 

Карта с расположением биолабораторий США в разных странах

Экс-сотрудник Службы безопасности Украины Василий Прозоров заявил, что сотрудники Минобороны США под предлогом оказания помощи в модернизации биолабораторий Украины проникли во все такие учреждения: Минздрав, Санэпиднадзор, Национальная академия наук и др.

С 2007 года американцы лоббировали создание центральной референц лаборатории хранилища особо опасных патогенов. Их задачей было собрать все образцы опасных штаммов в одино место. 

«В 2013 году коллекция патогенов вирусов, которой располагала Украина оценивалось в $2 млрд. США прилагала все усилия вывести ее к себе под благими намерениями и недопущения утечки вирусов.

С приходом Януковича сотрудничество в этой сфере было свернуто, так как было установлено, что американцы пытаются создать биологическое оружие нового типа и это может предсавлять угрозу для страны и региона. Но переворот 2014 года все вернул на круги своя и центр все-таки был создан в Киеве», — рассказал Прозоров.

Он отметил, что с 2015 года США проводят «специальные операции» — исследование под кодовым названием UP (украинский проект). Он подразумевает собой отбор проб биологических образцов у граждан Украины, эксперименты воздействия на организмы различных особо опасных вирусов. 

«В этих исследованиях используют сотрудников вооруженных сил Украины. Конкретно к проекту UP-8 привлекалось более 4 тысяч украинских военнослужащих с разных областей страны. В их руки попали образцы генотипов разных людей.

Американцы руками украинских вирусологов, биологов и военных проводят свои исследования, но кураторами все равно являются ученные из США. С каждым годом все больше привлекаются специалистов и украинские граждане сегодня являются подопытными кроликами», — подытожил бывший сотрудник СБУ.

Россия будет вынуждена закрыть границы 

Семен Уралов политолог, руководитель научно-исследовательского центра проблем интеграции стран-участниц ЕАЭС считает, что союзники России взвесили бонусы и потенциальные проблемы, которые им принесет размещение на своей территории биолабораторий.

«В случае возникновения реальных угроз распространения бактериологической опасности вблизи своих границ, Россия, конечно же, закроет не только границу, но и пункты пропуска. И тогда нашим коллегам по ЕАЭС придется забыть об общем экономическом пространстве», — сказал он.

По словам эксперта, Казахстан крайне заинтересован в свободах ЕАЭС (движении товаров, услуг, капитала и рабочей силы).

«Закрытие границ между Казахстаном и Кыргызстаном – это катастрофа для страны, в том числе экономическая. Армения также критически зависит от России: в вопросах безопасности, трудовой миграции и т.д.», — подметил Уралов .

В работе конференции также приняли участие общественные деятели, исследователи-аналитики и студенты Кыргызстана.

Материал подготовил Азиз Пиримкулов

ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ