Накануне, 1 декабря, на границе Ирана и Афганистана между иранскими пограничниками и боевиками «Талибана» завязалась перестрелка, которая переросла в серьезное столкновение с применением артиллерии, завершившееся только в ночь на 2 декабря. Что же это было и что это может значить для центрально-азиатских стран?
По сообщению медиа обоих государств, основной причиной конфликта стало недопонимание со стороны талибов, ошибочно посчитавших, что иранские фермеры пересекли госграницу.
Однако, в остальном взгляды афганских и иранских СМИ на произошедшее расходятся.
В Кабуле заявили, что «в результате боев талибы захватили как минимум три КПП Ирана и несколько пограничников».
В Тегеране эту информацию опровергли, подчеркнув, что иранские военные полностью контролировали госграницу с начала и до конца вооруженного инцидента.
#تازه
درگیری مرزی میان ایران و افغانستان شدت گرفت
به دنبال درگیری میان مرزبانان ایرانی و طالبان در نزدیکی ولسوالی کنگ ولایت نیمروز، منابع به آماج میگویند که طرف ایرانی از سلاح سنگین استفاده میکند و نیروهای نظامی بیشتر ایران به مرز با افغانستان رسیده است.#آماج_نیوز pic.twitter.com/wFhOvhzYfO
Заявления сторон
Представитель «Талибана» (запрещено в странах ЦА) Билал Карими заявил, что боевые действия проходили в приграничных районах афганской провинции Нимроз. По его словам, к настоящему времени столкновения прекратились, инцидент обошелся без жертв.
Пресс-секретарь внешнеполитического ведомства Ирана Саид Хатибзаде уточнил, что конфликт между жителями приграничных районов перерос в перестрелку. Он добавил, что столкновения удалось прекратить при посредничестве пограничников двух стран.
Ранее в прессе появилась информация о том, что талибы захватили несколько контрольно-пропускных пунктов на границе с Ираном. Однако иранская сторона опровергла эти сообщения.
Как и где было дело?
В нескольких сотнях метрах от афгано-иранской границы, на участке в уезде Канг западной афганской провинции Нимроз с иранской стороны, были возведены стены с 10 контрольными постами (башнями) для защиты от контрабандистов.
Иранские фермеры находились стены, оставаясь на иранской территории. Талибы решили, что граница нарушена, и открыли по ним огонь, иранцы ответили сообразно.
Что это может значит для ЦА?
Для государств Центральной Азии подробности случившегося должны представлять большой интерес. Ведь это прежде всего связано с их безопасностью и региона в целом.
Важно понимать, что градус напряженности в приграничье с Афганистаном спустя месяцы прихода к власти Талибана, серьезно не уменьшился. Эту напряженность создают и контрабандисты, сторонники ИГИЛ и другие бандформирования.
Бои на афганско-иранской границе показали, что в будущем талибы могут также ошибиться, например, где-нибудь в Бадахшане, “случайно” захватив блокпосты уже таджикистанских пограничников. Теперь прецедент имеется.
Мнение эксперта
Реальной причиной вооружённого конфликта могло стать соперничество за контроль над трансграничным транзитом наркотиков. «Больше в Нимрозе воевать не за что». Об этом написал российский эксперт по Афганистану Андрей Серенко, со ссылкой на свои источники в стране.
«Видимо, именно эту причину имели в виду представители талибов, которые сегодня утверждали, что столкновения были спровоцированы «конфликтом местных жителей», — написал он.
Однако по его словам, абсолютное большинство жителей уезда Канг, как и провинции Нимроз в целом, составляют белуджи-нимрозцы, боевые действия со стороны талибов вели исключительно пуштуны — выходцы из провинции Гельманд и, возможно, Кандагар.
«Это обстоятельство даёт основания предполагать причастность к инциденту пакистанских спецслужб, традиционно опекающих талибов гельманди и кандахари», — отмечает Серенко.
По его мнению, конфликт в Западном Афганистане ещё больше затрудняет на неопределённое время реализацию газопроводного проекта ТАПИ.
Андрей Серенко не исключает, что к началу этих событий может быть причастны и третьи силы.
«Перед этим в Кабул прилетели первые саудовские разведчики (в рамках проекта восстановления работы посольства Королевства Двух Святынь), а затем начался перестрелка на афгано-иранской границе. Какое символическое совпадение?», — задался вопросом эксперт.
Создание конфликта и его обострение между Ираном и нынешней властью в Афганистане выгодна США. Тегеран считают непримиримым врагом. Вашингтон не против и дальнейшего распространения исламистских притязаний талибов на Китай и Среднюю Азию, считает экспертБюро военного-политического анализа, колумнист «ПолитЭксперта» Владимир Ераносян.
После первого захвата власти в стране в 1996 году «Талибан» превратил Афганистан в прибежище для экстремистских групп из России, Пакистана, Китая, Бирмы, Ирана, Средней Азии и стран Дальнего Востока. Здесь же по-прежнему остается запрещенное во многих странах террористическая группировка ИГИЛ.
Он отмечает, что сегодня Афганистан переживает реинкарнацию тех времен, когда талибы взрывали памятники мирового наследия и запрещали детям запускать воздушных змеев, и худшие времена этических междоусобиц.
«Однако именно с талибами сегодня ведут переговоры. Просто потому, что говорить в Афганистане больше не с кем», — заключил эксперт.