«Кто познал Фатиму (А) — познал Ночь могущества»

От Имама Садыка (А) передано, что он сказал:

من عرف فاطمة حق معرفتها فقد أدرك ليلة القدر وإنما سميت فاطمة لأن الخلق فطموا عن معرفتها
«Тот, кто познал Фатиму (А) истинным познанием — познал Ночь могущества (Лейлят уль-кадр). Она названа „Фатимой“, потому что творения отрезаны (футиму) от её постижения» («Бихар», т. 43, с. 65).

Как говорится в другом хадисе, в Фатиме (А) есть «хранимая тайна». И в Ночи могущества также содержится великая тайна, «которую не познает никто, кроме приближённых, чьи сердца испытал Аллах для веры и богобоязненности».

Аллах превознёс Ночь могущества и сделал её «лучше тысячи месяцев» (97:3), поместив в её недра бездонную глубину, что влечёт познающих к тайне этой ночи. «Что даст тебе знать, что есть Ночь могущества?» (97:2). Этим вопросом Всемогущий привёл в движение волны познания в сердцах верующих, постоянно читающих 97-ю суру, — при том, что знание о Ночи могущества превосходит возможности обычного человека.

Тот, кто познал Фатиму (А) и тайну, хранимую в ней, познал ночь могущества и её тайну.

Общее между Фатимой (А) и Ночью могущества — то, что Лейлят уль-кадр является сосудом и временным вместилищем для ниспослания полного Корана: «Мы ниспослали его в Ночь могущества» (97:1), а сердце Фатимы (А) также есть его пречистый сосуд и пространственно-духовное вместилище. Ниспослание всей внутренней части (бутун) Книги есть в непрерывной пречистой тайне, каковой является Фатима Захра (А).

В Ночь могущества «разделяется всякое мудрое повеление» (44:4), в неё нисходит святой дух (рух уль-кудс) на Повелителя времени, Имама эпохи и Довода Аллаха над творениями, через которого существуют небеса и земля. Так же и Фатима Захра (А) — разделяет между истиной и ложью, добром и злом, верующим и неверным.

В Ночь могущества совершается мирадж пророков и святых (анбия уа аулия) к Аллаху; Фатима (А) же является полюсом (кутб), вокруг которого они вращаются и к которому стремятся. Её сердце — хранилище тайн пророков, наследников и святых, её бытие — средоточие светов. Она есть перешейк между светом пророчества и светом имамата.

Ночь могущества в Коране названа «благословенной» (мубарака). Одним из имён Фатимы также является «мубарака», потому что в ней собрано все благословение (баракат) небес и земли.

В другом хадисе Имам Садык (А) говорит по поводу аятов суры «Ночь могущества»: «Она — мир до наступления утра»: «мир» — Фатима (А), «утро» — приход Каима из рода Мухаммада (ДБАР).

Толкование «Ночи могущества» как Фатимы (А) относится к сокровенным смыслам этой суры, и она названа «ночью» из-за её непознанности и сокрытия во мраке угнетения. С угнетения Фатимы (А) начинается ночь истории, которая закончится «утром» прихода Махди. И она — «мир» в этой ночи.

Амин Рамин

ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ