Речь Фатимы Захры (А) о Фадаке (Хутба Фадак)

Хутба Фадак — знаменитая речь Фатимы Захры (мир ей)  в мечети Пророка (С) перед собранием мухаджиров и ансаров. В этой хутбе, являющейся вершиной арабского красноречия, Фатима Захра (мир ей) приводит доводы против узурпации халифата и Фадака. Перевод осуществлён по книге шейха Табарси «Ихтиджадж» («Диспуты»). Переводчик — Амин Рамин.

Абдуллах ибн Хасан передал от своих пречистых отцов (А):

Когда Абу Бакр и Умар отняли Фадак у Фатимы (А), она одела покрывало на свою голову, облеклась в свою накидку и отправилась в мечеть в сопровождении слуг и женщин своего рода, ступая спокойно и неспешно, и её походка напоминала походку Посланника Аллаха (С). Когда она вошла в мечеть, Абу Бакр сидел там с некоторыми мухаджирами и ансарами, а также другими людьми. Они установили завесу, и она села позади неё. Затем она вздохнула таким горестным вздохом, что люди стали плакать, и собрание охватило горе. Подождав немного, пока они успокоятся, она начала говорить, воздав хвалу Аллаху и благословив Его Посланника (С). Люди снова начали плакать. Она опять помолчала, а затем сказала:

«Хвала Аллаху за то, чем Он наделил нас, и благодарность Ему за то, что Он даровал нам! Его милости выше подсчёта и не могут быть объяты познанием, но увеличивает их благодарность Ему, и Своей щедростью Он сделал обязательной хвалу творений Себе!

Я свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха, Единого, без сотоварищей — свидетельством, толкованием (тавиль) которого является искренность (ихляс), что помещена в сердца, и его (единобожия) постижение озаряет размышление! Его видение запрещено для взоров, Его качества — для языков, а Его свойства — для представлений. Он не сотворил вещи из чего-либо, существовавшего прежде, и создал их без какого-либо образа. Он сформировал их Своей силой и создал их Своей волей (машийя), не имея нужды в их создании или пользы в их формировании, кроме как ради утверждения Своей мудрости, призвания к подчинению Себе, проявления Своей силы, поклонения Своих творений и возвеличения Своего призыва. А затем Он установил награду за подчинение Себе и наказание за ослушание Себе, защитой для рабов от Своего отмщения и призывом для них к Своему Раю.

И я свидетельствую, что мой отец Мухаммад (С) — Его раб и Посланник. Он избрал его, прежде чем отправил его посланником, и назвал его, прежде чем выделил его. Ибо творения покрыты сокровенным, скрыты завесой ужаса и окружены пределом ничто, и Аллах знает завершение дел и объемлет события веков.

Аллах отправил его (Мухаммада) завершением Своего дела, окончательной подписью под Своим решением и осуществлением предопределений Своей милости. Он встретил общины разрозненными в их религии, усердствующими в своём стремлении к Огню, поклоняющимися идолам, отрицающими Аллаха при их знании о Нём — и Аллах озарил через моего отца Мухаммада (С) их мрак, и удалил неведение от их сердец, и отстранил тучи от их взоров. И он встал средь людей с прямым руководством, спас их от заблуждения, вернул им зрение после слепоты, повёл их к прямой религии и призвал их к верному пути.

Затем Аллах забрал его к Себе, по выбору, с милостью и из стремления его к Нему, и стал Мухаммад (С) свободен от тягот этого мира, и его окружают пречистые ангелы и довольство Господа Милостивого, и дозволение Царя Сокрушающего. Да благословит Аллах моего отца, Своего пророка и доверенного, Своего избранного из числа творений! Мир ему, милость Аллаха и благословение!

Вы — рабы Аллаха, подчиняющиеся Его приказаниям и запрещениям, несущие Его религию и Откровение, доверенные Аллаха над самими собой, доносящие Его (религию) до других общин. Вы должны хранить истину среди вас, завет Аллаха и ту доверенность, которую Он дал вам — Книгу Аллаха говорящую, правдивый Коран, сияющий свет, озаряющий светоч, чьи знамения ясна, тайны раскрыты, внешность сиятельна — радует он своих шиитов, ведёт своих последователей к райским садам, и слушание его становится причиной спасения, и через него постигаются озарённые доводы, и его намерения разъяснены, и его запреты предостерегают, и его разъяснения прекрасны, и его аргументы достаточны, и его законы записаны.

И Аллах сделал для вас веру (иман) освобождением от многобожия (ширк), молитву — избавлением от высокомерия, закят — очищением для души и увеличением для удела (ризк), пост — утверждением для искренности (ихляс), хадж — строением для религии, справедливость — обустройством сердец, подчинение нам (Ахль уль-Бейт) — порядком для общины, наш имамат — защитой от расхождений, джихад — величием для Ислама, терпение — помощью в получении награды, повеление к одобряемому — всеобщей пользой, добро к родителям — защитой от гнева (Аллаха), поддержание отношений с родственниками — причиной длительности жизни и изобилия, месть за убийство — сохранением жизней, верность обетам — причиной прощения, соблюдение мер и весов — увеличением продаж, запрет винопития — очищением от скверны, отстранение от оскорблений и сквернословия — покровом от проклятья, оставление воровства — сохранением целомудрия. И Аллах запретил многобожие (ширк) и сделал этот запрет искренностью в признании Его господства (рубубийя), и “страшитесь Аллаха истинным страхом и не умирайте иначе как мусульманамиˮ, и подчиняйтесь Ему в том, что Он повелел вам и запретил, ибо “страшатся Аллаха знающие из числа Его рабовˮ.

О люди! Знайте, что я — Фатима, а мой отец — Мухаммад (С). Я говорю с вами правдиво и не говорю с вами лживо, и не делаю то, что делаю, из смуты или заблуждения, и “к вам пришел посланник из вас самих. Тяжко для него, что вы грешите; он старается для вас, он к верующим добр, милостивˮ (9: 128).

Вы знаете, что он был моим отцом, а не отцом ваших женщин, и братом моего мужа, а не ваших мужчин, и какое это прекрасное сродство! Он доносил своё послание, будучи верным своему завету, боролся с многобожниками и призывал к пути своего Господа “с мудростью и благим увещаниемˮ. Он разбил идолов и победил главарей неверия, так что они повернули свои спины, и ночь сменилась утром, и истина стала явной, и онемели языки шайтанов, и сломался рог лицемерия, и развязались путы неверия и смятения, и вы стали говорить искренне с теми, кто праведен и очищен. “Вы были на краю ямы из Огняˮ, утоляли жажду и голод других, были местом, по которому ходит торопливые, дабы набрать углей для своего костра, и куда ставят ноги. Вы пили воду из придорожных канав и поедали нечистые шкуры зверей, будучи униженными и презренными. “Вы опасались, что люди схватят васˮ, но Аллах спас вас через Мухаммада (С), после тягот, которые ему пришлось перенести от волков из числа арабов и противников из людей писания, и “каждый раз, когда они зажигали огонь для войны, Аллах тушил егоˮ.

И всякий раз, как шайтан выставлял свой рог, или многобожники вытягивали языки злобы и враждебности, он посылал своего брата (Али ибн Аби Талиба) в их пучину, и он не возвращался, не сломав их крылья под своими подошвами и не потушив их пожар своим мечом, — труждающийся ради Аллаха, усердствующий в исполнении повелений Аллаха, близкий к Посланнику Аллаха (С), господин друзей Аллаха — искренний и усердный, и не постигнет его порицание порицающего. Вы же наслаждались жизнью, будучи в безопасности, ожидая несчастий и бедствий, которые постигнут нас (Ахль уль-Бейт), подстерегая нас и убегая со всех сражений.

Когда же Аллах избрал для Своего Пророка (С) обитель пророков и пристанище Своих избранных, вы проявили шипы вашего лицемерия и сбросили с себя одеяние религии, и стали говорить заблудшие, молчавшие доныне, и ничтожные вылезли из своих щелей, и заревели главари нечестия, и поставили свои ноги среди вашего сборища, и появилась голова шайтана из его гнезда, взывая к вам, и вы ответили на его призыв. Он велел вам подняться — и вы поднялись, побудил вас — и вы пришли в гнев, и заклеймили не вашего верблюда, и пошли не на ваш водопой.

Вы сделали это, когда Пророк (С) еще не был похоронен, и рана зияла, и слов было много, — торопясь, чтобы другие не опередили вас, и “поистине, они уже впали в искушение. Воистину, Геенна объемлет неверующихˮ (9: 49). Горе же вам! Куда вы устремились, если Книга Аллаха перед вами? Её повеления ясны, законы явны и знамения разъяснены. Разве вы отбросили её за спины и отвратились от неё? Или вы судите по другому руководству? “Скверна замена угнетателейˮ, и “от того, кто ищет иную религию помимо ислама, это никогда не будет принято, и в последней жизни он окажется среди потерпевших уронˮ (3: 85).

Вы даже не стали ждать, пока горе этой утраты утихнет, и принялись разжигать её пламя и разгребать её угли, отвечая призыву шайтана нечестивого, дабы погасить свет истинной религии и подвергнуть забвению сунну избранного Пророка (С). Вы нанесли его семейству и потомкам удар кинжалом в живот, а теперь ещё говорите, что у нас нет наследства! “Неужели суда времен невежества они хотят? Кто же лучше Аллаха по суду для народа, обладающего уверенностью?ˮ (5: 50). Разве вы не знаете? О да, для вас яснее солнца в безоблачный день то, что я — дочь вашего Пророка (С)!

О мусульмане! Разве справедливо то, что я лишена наследства? О сын Абу Кахафы[1], разве в Книге Аллаха сказано, что ты можешь наследовать своему отцу, а я не могу наследовать моему?! Ты совершил “дело неслыханноеˮ (19: 27). Неужели вы намеренно оставили Книгу Аллаха и отбросили её за спины? А ведь Аллах говорит: “Сулейман наследовал Давудуˮ (27: 16). И о Йахье ибн Закарийе (А) Он приводит (просьбу его отца Закарийи): “Дай же мне от Тебя наследника! Он наследует мне и наследует роду Йакубаˮ (19: 5-6). И говорит Он: “Обладатели же родства — одни ближе другим в писании Аллахаˮ (8: 75), и говорит: “Завещает вам Аллах относительно ваших детей: сыну — долю, подобную доле двух дочерейˮ (4: 11), и говорит: “Предписано вам, когда предстанет к кому-нибудь из вас смерть, если он оставляет добро, завещание для родителей и близких по обычаю, как обязательство для верующихˮ (2: 180).

Вы решили, что у меня нет доли в наследстве моего отца, и нет родства между нами! Разве Аллах ниспослал вам аят, в котором вывел бы моего отца из права оставлять наследство? Или вы хотите сказать, что у нас с ним разные религии? Или вы лучше знаете Коран, чем мой отец и сын моего дяди[2]?

Так возьми же его (Фадак) — пока не встретишь нас в День сбора! Аллах — прекрасный судья, и Мухаммад (С) — поручитель, и место встречи — Судный День, когда “потерпят убыток обвинявшие во лжиˮ, и не поможет вам ваше сожаление, “у каждого сообщения — установленное место, и вы узнаетеˮ (6: 67), “к кому придет наказание, унижающее его, и кого постигнет наказание пребывающееˮ (11: 39)».

Затем она обратилась к ансарам и сказала:

«О собрание тех, кто был избран и стал опорой Ислама! Что это за принижение моих прав и молчание о моём угнетении? Разве мой отец Посланник Аллаха (С) не сказал: “Всякий человек бывает сохранён в своих детяхˮ? Как быстро вы забыли об этом, хотя у вас есть сила, чтобы исполнить то, о чём я говорю, и вернуть мои права! Или вы говорите, что умер Мухаммад (С), и после этого нет обязанности на вас?

О, какое это было великое горе, чья рана глубока, а следы непреходящи! Земля стала тёмной от его потери, и затмились солнце и луна, и осыпались звёзды, и пропали надежды, и устрашились горы, и было потеряно семейство[3], и оставлена святость (их прав) — и это, клянусь Аллахом, величайшее бедствие и огромнейшее горе, и нет подобного ему! Аллах поведал о нём в Своей Книге, которую вы читаете громко и тихо, и прежде него было то, что постигло других пророков и посланников, по обязательному решению: “Мухаммад — только посланник, до которого были посланники. Разве если он умрет или будет убит, вы обратитесь вспять? Кто обращается вспять, тот ни в чем не повредит Аллаху, и Аллах воздаст благодарнымˮ (3: 144)

Внемлите! Разве будете вы смотреть, как пожирают наследство моего отца? Ведь вы слышите и видите меня! Сейчас вас постигло испытание, и достиг вас призыв. Вас много, вы сильны и вооружены: так почему же вы не отвечаете? Вы услышали крик, но не приходите на помощь! Ведь вы известны как люди битв, обладатели блага и избранные, которые были отмечены, и лучшие, которые отобраны для нас, Ахль уль-Бейт.

Вы сражались с арабами (джахилийи) и переносили тяготы и бедствия, и бились с общинами, и врубались в скалы, и не уставали ни мы, ни вы, и мы повелевали, а вы подчинялись, — покуда не укрепился через нас столп Ислама, и обильно потекло молоко дней, и подчинилась нора многобожия, и угомонилось кипение лжи, и потухли огни неверия, и утих призыв смятения, и утвердился порядок религии. Так куда же вы устремились, после того как стала ясна вам истина? Почему вы скрываете её, тогда как она стала явной? Почему вы отступили после наступления и впали в многобожие после веры? Горе людям, отступившим от веры после того, как принесли клятву! “Разве вы не станете сражаться с людьми, которые нарушили свои клятвы и думали об изгнании посланника? Они начали с вами первый раз. Разве вы боитесь их? Ведь Аллаха следует больше бояться, если вы верующиеˮ (9: 13).

О да, я вижу, что вы устремились к благам этого мира и отстранились от того, что было бы лучше для вас! Вы оставили обещания и решили спастись от лучшего посредством того, что хуже! Вы забыли то, что слышали, и отбросили то, что имели, но “если будете неблагодарны вы и все те, кто на земле, то ведь Аллах — богат, преславенˮ (14: 8).

Я сказала то, что сказала, хотя знаю о заблуждении, охватившем вас, и предательстве, поселившемся в ваших сердцах. Однако это — слова души, излитие гнева и довод над вами. Возьмите же то, что вы у нас отняли, оседлайте и уведите с собой, но знайте, что спина этой лошади надломлена, а ноги хромы! Оставаться с ней — позор, и на ней — печать гнева Сокрушающего, пламя и вечная гибель, “огонь Аллаха воспламенённый, что вздымается над сердцамиˮ (104: 7). Вы совершаете свои дела перед взором Аллаха, “и узнают угнетатели, каким поворотом они обернутсяˮ (26: 227).

Я — дочь Посланника, предостерегавшего “вас от наказания жестокогоˮ. Действуйте же, “и мы тоже будем действовать, ожидайте — и мы ожидаемˮ!»

Абу Бакр ответил ей, сказав: «О дочь Посланника Аллаха! Твой отец был добрым и снисходительным к верующим, а по отношению к неверным — наказанием мучительным. Мы знаем, то он был твоим отцом, а не отцом наших женщин и братом твоего мужа, а не наших братьев, и что любит вас лишь счастливый и ненавидит вас лишь несчастный, и что вы — семейство Посланника Аллаха, избранные и лучшие, и что ты — лучшая из женщин и дочь лучшего из пророков, правдивая в своих словах, превосходная разумом, и что твои права не могут быть отрицаемы, а твоя честность отвергаема. Однако, клянусь Аллахом, я всего лишь следовал за тем, что сказал Посланник Аллаха (С), и действовал по его дозволению. Я призываю в свидетели Аллаха, что Посланник Аллаха (С) сказал: “Мы, собрание пророков, не оставляем в наследство золото или серебро, дома или животных, но мы оставляем в наследство писания и мудрость, знание и пророчество. То же имущество, которое остаётся от нас, поступает повелителю дел после нас, и он распоряжается им, как пожелаетˮ.

И вот, то, что поступило нам (от Фадака), мы потратим на оружие и верховых животных для мусульман, посредством которых они будут сражаться. Таково общее мнение всех мусульман, не только я говорю о нём. Мы не хотим что-то отнять у тебя. Ты — госпожа женщин уммы твоего отца и мать лучших сыновей. Мы не отрицаем твоих достоинств. Так в чём же я противоречу твоему отцу?»

Фатима (А) сказала: «Пречист Аллах! Поистине, мой отец Посланник Аллаха (С) никогда не противоречил Книге Аллаха и положениям Его религии! Или вы сговорились между собой и ищите оправдание для того, что совершили? Твоя клевета на него после его смерти подобна той клевете, которую возводили на него при его жизни! Вот Книга Аллаха — справедливый судья, — и она говорит: “Он наследует мне и наследует роду Йакубаˮ (19: 5-6), “Сулейман наследовал Давудуˮ (27: 16). И Аллах разъяснил всё, что касается наследства и его распределения, так что не осталось в этом никаких сомнений и предположений».

Абу Бакр ответил: «Правду сказали Аллах и Его Посланник. И правду сказала его дочь — прибежище мудрости, прямого руководства и милости, основа религии и верный довод. Я не отвергаю то, что ты говоришь, и не говорю, что твои доводы не верны. Но мусульмане — между мной и тобой. По их решению я взял то, что взял, не преследуя цель угнетения или насилия, и они — свидетели об этом».

Тогда Фатима (А) обратилась к людям и сказала: «О собрание мусульман! Почему вы поспешили ко лжи и мерзким делам?! “Разве вы не читаете Коран, или на ваших сердцах замки?ˮ О нет! Покрыло ржавчиной ваши сердца то, что вы совершали из злых деяний, и ослепли ваши взоры, и оглохли ваши уши, и скверно то, что вы измыслили, и мерзко то, о чем вы совещались, и отвратительно то, что вы ограбили! Вы встретите Аллаха с тяжёлой ношей, когда будет убрана от вас завеса, и постигнет вас от Аллаха то, что вы не ожидали, и “проиграют тогда обвиняющие во лжиˮ (40: 78)!»

Затем она повернулась к могиле Пророка (С) и прочитала эти строки:

«После тебя распространилась ложь,

которой не было бы, если бы ты был жив.

Мы потеряли тебя, как земля теряет дождь,

и твоя община разошлась, будь же свидетелем над ними!

У каждого человека есть дом и семейство,

которое ближе к нему перед Богом, чем другие.

Однако эти люди проявили по отношению к нам ту злобу, что скрывалась в их сердцах,

когда между нами и тобою разделила земля могилы.

Люди обрушились на нас и отняли наши права,

когда мы утратили тебя, и мы сделались предметом их гнева.

Ты был полным месяцем и светом, что озарял нас,

и к тебе низводились откровения от Обладателя величия.

Джабраил посещал нас со знамениями,

но теперь мы утратили тебя, и скрылось всякое благо.

О, если бы нас постигла смерть прежде тебя!

Но ты ушёл, и вместо тебя возвышается могильный холм».

Затем она вернулась в свой дом.

[1] То есть Абу Бакр.

[2] То есть повелитель верующих Али (А).

[3] То есть забыты права Ахль уль-Бейт (мир им).

ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ