Сура «Фуссилат» — Аяты: 49 – 54
Аят 49:
49 — «Человек не устает молить о добре, но если его постигнет беда, то он отчаивается и теряет надежду». (41-49)
لَا يَسْأَمُ الْإِنْسَانُ مِنْ دُعَاءِ الْخَيْرِ وَإِنْ مَسَّهُ الشَّرُّ فَيَئُوسٌ قَنُوطٌ (49-41)
Комментарий:
Неверующие люди или люди со слабой верой являются недальновидными и нетерпеливыми. Такие люди не устают искать богатства для достижения большего благополучия в этом мире, и чем больше они получают денег, тем больше хотят и никогда не будут удовлетворены.
Однако, если мир отвернется от них, или если их постигнут бедствия, зло и несчастья, они будут в большом отчаянии, как будто миру пришел конец. Фактически, эти несведущие люди оказались в ловушке материального мира. Они счастливы и гордятся, когда все хорошо, и они грустят и разочаровываются, когда мир отворачивается от них.
Давайте друзья посмотрим, какие наставления мы можем извлечь для себя из этого божественного откровения (49):
1. Человек по своей природе подвержен алчности и жадности, и хочет все лучшие вещи себе. Однако, выдающиеся учения божественных пророков воспитают человека таким образом, чтобы он был щедрым и самоотверженным, а также уважал других.
2. Чувство отчаяния и тупик в жизни является показателем слабой веры и нетерпеливости человека. Настоящий верующий человек никогда не попадает в тупик.
Аяты 50 и 51:
50 — А если Мы дадим ему вкусить от Нашей милости, после того как его постигла беда, то он говорит: «Вот то, чего я достоин, и я не думаю, что настанет [Судный] час. Если же меня возвратят к моему Господу, то, несомненно, у Него для меня будет наилучшее вознаграждение». Но Мы непременно поведаем неверным о том, что они вершили, и дадим им вкусить суровой кары». (41-50)
وَلَئِنْ أَذَقْنَاهُ رَحْمَةً مِنَّا مِنْ بَعْدِ ضَرَّاءَ مَسَّتْهُ لَيَقُولَنَّ هَٰذَا لِي وَمَا أَظُنُّ السَّاعَةَ قَائِمَةً وَلَئِنْ رُجِعْتُ إِلَىٰ رَبِّي إِنَّ لِي عِنْدَهُ لَلْحُسْنَىٰ فَلَنُنَبِّئَنَّ الَّذِينَ كَفَرُوا بِمَا عَمِلُوا وَلَنُذِيقَنَّهُمْ مِنْ عَذَابٍ غَلِيظٍ (50-41)
51 — «Когда Мы одариваем человека милостью, он отворачивается и уходит восвояси. Когда же его постигает беда, то он возносит пространные молитвы». (41-51)
(41-51) وَإِذَا أَنْعَمْنَا عَلَى الْإِنْسَانِ أَعْرَضَ وَنَأَىٰ بِجَانِبِهِ وَإِذَا مَسَّهُ الشَّرُّ فَذُو دُعَاءٍ عَرِيضٍ
Комментарий:
В предыдущем аяте говорилось о свойствах нетерпеливых людей и людей со слабой верой во времена радости или несчастья. В этих аятах разъясняется тот же вопрос, и говорится: эти люди подвержены такой высокомерности, что не позволит им видеть Всевышнего в своей жизни. Все, что у них есть, — это божественные блага, но они вместо признательности за эти блага говорят: «то, что у меня есть, достигнуто благодаря моим заслугам и ни Всевышний ни другие люди не играют в этом никакой роли».
Такая высокомерность в итоге приведет человека к отрицанию Судного дня. Поэтому он отрицает Судный день и уверенно говорит: Не придет Судный день. А если даже будет Судный день, это мое право, чтобы у меня там было хорошее положение и я был на вершине покоя и благополучия. Однако, Всевышний говорит о таких дерзких людях: «Мы непременно поведаем неверным о том, что они вершили, и дадим им вкусить суровой кары».
В продолжение аята указывается на другое свойство таких нетерпеливых людей, у которых слабая вера, и говорится: они забывают Всевышнего и высокомерно отказываются от учений божьей религии, как будто не верят в Бога и Всевышний не играет никакой роли в их жизни. Однако, когда они подвержены несчастиям и с ними случаются беды, они взывают к Богу, и непременно молятся таким образом, как будто причиной их проблем является Всевышний.
Давайте друзья посмотрим, какие наставления мы можем извлечь для себя из этих божественных откровений (50 и 51):
1. Отклонившиеся с правильного пути и невоспитанные люди являются нетерпеливыми и высокомерными. При получении блага, они подвергаются высокомерности и думают только о себе.
2. Божественные блага говорят о милости и милосердии Всевышнего, а не о нашем достоинстве и заслугах. Мы все мы в долгу перед Всевышним и должны благодарить Его.
3. Обладание властью, богатствами и материальные возможности не считаются признаком любезности человека у Всевышнего. Такие люди не должны ожидать, что в Судный день им будут предоставлены такие же возможности.
4. Нам следует быть осторожными, чтобы не пренебрегать Всевышним во время благополучия или радости и не забывать Его предписания, так как в этом случае божественные блага превратятся в мучения и трудности.
Аяты 52 — 54:
52 — Скажи [, Мухаммад]: «Не задумывались ли вы о том, что если [Коран] — от Аллаха, а вы отвергаете его, так кто же более заблудший, чем вступивший в глубокое разногласие [с истиной]?» (41-52)
(41-52) قُلْ أَرَأَيْتُمْ إِنْ كَانَ مِنْ عِنْدِ اللَّهِ ثُمَّ كَفَرْتُمْ بِهِ مَنْ أَضَلُّ مِمَّنْ هُوَ فِي شِقَاقٍ بَعِيدٍ
53 — Скоро Мы покажем им Наши аяты в разных краях и среди них самих, пока они не удостоверятся, что он (т. е. Коран) -истина. И неужели [им] не достаточно того, что Господь твой — свидетель всему сущему? (41-53)
(41-53) سَنُرِيهِمْ آيَاتِنَا فِي الْآفَاقِ وَفِي أَنْفُسِهِمْ حَتَّىٰ يَتَبَيَّنَ لَهُمْ أَنَّهُ الْحَقُّ أَوَلَمْ يَكْفِ بِرَبِّكَ أَنَّهُ عَلَىٰ كُلِّ شَيْءٍ شَهِيدٌ
54 — Внемлите! Воистину, они сомневаются в том, что предстанут перед Господом своим. Внемлите! Воистину, Он объемлет [знанием] все сущее. (41-54)
(41-54) أَلَا إِنَّهُمْ فِي مِرْيَةٍ مِنْ لِقَاءِ رَبِّهِمْ أَلَا إِنَّهُ بِكُلِّ شَيْءٍ مُحِيطٌ
Коментарий:
В продолжении предыдущих аятов, в которых говорилось о многобожниках и неверных, в этих аятах сначала говорится: Разве вы не задумываетесь о том, что священный Коран ниспослан со стороны Всевышнего, что вы так противодействуете ему? Если эта книга от Всевышнего и то, что сказано в ней о рае и аде, правда, что вы будете делать в День Суда? Тогда подумайте немного и перестаньте подражать предкам и ошибочным предрассудкам и ищите истину.
Далее в аяте говорится: Есть много знамений существования Бога в разных сторонах планеты, по всему миру и внутри человека. Почему вы не обращаете на них внимания, чтобы вам стало ясно, что Всевышний прав? Если вы даже сомневаетесь в книге шариата, сомневаетесь ли также в книге природы и в том, что этому великому существу нужен Творец и мудрый и способный Создатель?!
Божественные знамения в мире, такие как создание солнца, луны и звезд на основе точной системы, которая ими управляет, и создание всех видов живых существ, растений, гор и морей с их бесчисленными чудесами, из которых новые секреты открываются каждый день, считаются знаменами правдивости Его чистой сущности.
Помимо этого, существуют божественные знамения в человеческой сущности, в том числе различные органы тела, дыхательная система, пищеварительная система, система кровообращения и регулярные движения сердца, удивительная структура мозга и других систем и органов человеческого тела, каждая из них считается книгой для познания Создателя вселенной.
Учитывая, что в предложении «Мы покажем им Наши аяты» время использованного глагола является причиной постоянности, это значит, что в будущем также будут проявляться знамения Всевышнего. На самом деле, на каждом этапе прогресса науки человек открывает удивительные секреты, что показывает науку и силу Создателя мира. Другими словами, каждое новое научное открытие — это проявление силы и мудрости Всевышнего и шаг к познанию Бога.
Но, к сожалению, такие людей сомневаются, как в происхождении Вселенной, так и в конце существования и встречи с Господом. При этом, их сомнения неестественные, чтобы разрешаться расследованием, это сомнения, возникшие из-за подозрений и нежелания признать Истину. Поскольку они подвержены небрежности и высокомерности и забывают о встрече с Всевышним, они не верят в божественный Суд и наказание, и поэтому совершают любые уродливые и постыдные действия. Однако, они должны знать, что Всевышний объемлет знанием все сущее, все действия и слова человека ясны в присутствии Его знания, и их дела будут записаны для Судного дня.
Давайте друзья посмотрим, какие наставления мы можем извлечь для себя из этих божественных откровений (52 — 54):
1. Если мудрый человек предполагает, что ему предстоят большие потери и опасность, он позаботится и избежит возможных потерь. Даже вероятность Судного дня должна удерживать человека от греха и нарушения божественных законов.
2. Вся вселенная считается классом теологии, в том числе существование людей и других существ, таких как растения и животные, а также земля и небо, звезды и далекие галактики.
3. Вера в происхождение неразделима от веры в Судный день, потому что начало и конец мира находятся в руках Единого Бога.