Выход США из ядерной сделки с Ираном (Совместный всеобъемлющий план действий) вступает уже в четвертый год. 8 мая 2018 года тогдашний президент США Дональд Трамп подписал указ о выходе страны из СВПД. Впоследствии против Исламской Республики Иран вновь были введены ядерные санкции, которые должны были быть сняты в соответствии с обязательствами США в рамках СВПД.
Четыре года назад Трамп вышел из ядерной сделки с Ираном с целью заменить ее, по его словам, лучшей сделкой. Тогдашний президент США неоднократно заявлял, что СВПД является худшей сделкой в истории США и иранские переговорщики обманули своих американских коллег. Он, считавший себя лучшим переговорщиком, утверждал, что, выходя из СВПД, он сможет достичь лучшего соглашения с Ираном за короткое время. Через несколько дней после выхода США из ядерного соглашения тогдашний госсекретарь США Майк Помпео представил план с 12 условиями, как дорожная карта для будущих переговоров с Ираном.
Однако, по истечении двух лет, восьми месяцев и 12 дней, когда Трамп все еще находился в Белом доме, между Ираном и Соединенными Штатами не велось никакого диалога для достижения альтернативного соглашения. Наоборот, через год после выхода США из СВПД Иран развил свою ядерную деятельность по 5 этапам, как по количеству, так и по качеству, до такой степени, что теперь Иран обогащает уран до 60% и значительно увеличились стратегические ядерные запасы ИРИ.
Конечно, в последние четыре года, как в республиканской администрации Дональда Трампа, так и в демократической администрации Джо Байдена продолжается политика США по максимальному давлению на Иран. В этот период не только были максимально жестко реализованы все санкции против ядерной программы Ирана, но даже тогдашнее правительство США выдало указ об убийстве генерал-полковника хаджа Касима Сулеймани и внесло Корпус стражей исламской революции (КСИР) в список так называемых террористических группировок.
Несмотря на все это, ни одно из этого политического, экономического и связанного с безопасностью давления не исполнило мечту Трампа о проведении переговоров с Ираном и достижении лучшего соглашения, чем СВПД.
Со сменой власти в США появилось представление о том, что новое правительство, научившись на ошибках предыдущей администрации, будет конструктивно подходить к СВПД, и США опять вернутся к ядерной сделке с Ираном. Но спустя год, четыре месяца и 18 дней после прихода Байдена в Белый дом США все еще под разными предлогами отказываеться от выполнения своих обязательств по СВПД. Это в то время, как Иран проявляет добрую волю, согласился участвовать в переговорах в Вене, в которых американцы приняли непрямое участие.
ИРИ неоднократно заявляла о своей готовности немедленно выполнить обязательства в рамках СВПД, призвав США занять такой же подход к ядерному соглашению. Однако, администрация США по-прежнему обращается к Ирану с требованиями, выходящими за рамки СВПД, хотя Вашингтон сам не выполняет свои обязательства по ядерной сделке.
Эта ситуация оставила будущее сотрудничества США с этим соглашением в состоянии неопределенности через четыре года после выхода США из СВПД и реализации «политики максимального давления». Американцы считали, что возвращение санкций рядом с военными угрозами и угрозами безопасности, в конечном итоге заставит иранцев сдаться и принять условия Вашингтона. Но результатом такого подхода, по мнению некоторых высокопоставленных правительственных чиновников США, стал полный провал.
В связи с этим, несколько дней назад Госсекретарь США Энтони Блинкен заявил на заседании в Сенате страны: «Решение о выходе из СВПД и оказании максимального давления на Иран не принесли нужных результатов… Сейчас многие эксперты по вопросам безопасности считают что выход США из СВПД был очень большой ошибкой».
Однако нынешняя администрация США, госсекретарем которой является Блинкен по-прежнему настаивает на продолжении провалившегося пути предыдущей администрации по выходу из СВПД и проведении «политики максимального давления» на Иран через четыре года после решения Дональда Трампа.