Запад, применив десяток тысяч санкции против России надеялся, что ее экономика обвалиться, но этого как мы видим не произошло. О том, как война на Украине может сказаться на Кыргызстане и странах региона постарался объяснить доктор экономических наук, профессор Гурас Жапаров.
По его словам, есть еще один момент, который касается валютного рынка. В начале боевых действий российский рубль значительно просел, а сегодня он довольно вольготно себя чувствует.
«Однако это происходит все не из-за каких-либо финансовых или экономических реформ внутри РФ, а в большей степени из-за реакций мировых рынков», — отметил Жапаров. Каких?
— нефтяной рынок (фьючерсы)
— газовый существенно влияет на ситуацию
По его мнению, этому способствовала неправильная внутренняя политика США. То, есть когда Байден утверждает, что во всем виновата «путинская инфляция» это неправильное понятие и категория, он лукавит.
«Доллар же является нацвалютой США и ФРС тоже находится на ее территории. Американцам нужно винить ни кого-то, а начать с регулирования политики ФРС и начать в этом плане проводить реформы (ее нужно менять)», — подчеркнул эксперт.
С цифрами не поспоришь
Украина в Кыргызстан поставляла очень много лекарственных препаратов по части фармакологии и сейчас в связи боевыми действиями эти цепочки оборвались, сказал Гурас Жапаров.
По его словам, потребности кыргызского фармакологического рынока не может оперативно занять и обеспечить ни Германия и ни Индия и даже Китай.
«По этой причине образовался определенный дефицит на ряд товаров медицинского назначения», — добавил он.
Если оценивать экономическое влияние России на Кыргызстан, то в первую очередь нужно учесть наших соотечественников, которые трудятся и учатся в РФ, считает эксперт.
«Только переводы мигрантов сегодня составляют порядка $2 млрд ежегодно, а также торговый оборот между нашими странами составляет еще $2 млрд. Итого 4 млрд, что равняется половине ВВП Кыргызстана», — отметил Жапаров.
По словам профессора, Кыргызстан существенно зависит от России и энергетическими ресурсами и не только. Это касается горюче-смазочных материалов, железа, древесины.
Поэтому на сегодняшний день мы практически полностью зависим от Российской федерации.
«Пять карманов» Центральной Азии
С точки зрения экономической безопасности Центральной Азии в регионе сегодня образовалось пять разных «денежных карманов». У каждой из стран своя в этом плане политика и никакой консолидации нет и это не есть хорошо.
Даже не образован какой-либо центральноазиатский орган, который бы отвечал за региональную интеграцию. Поэтому некоторые из стран пытаются претендовать на роль лидера в регионе.
«Я считаю, что такая политика для наших стран является не правильной. В большей степени это зависит от руководителей государств ЦА.
Они должны понимать, что сегодня на нас воздействует политика: «разделяй и властвуй». По отдельности каждая из стран слабая, но в вместе мы могли бы противостоять различным вызовам», — заявил Жапаров.
Есть ресурсы, но нет воли
По его мнению, у стран Центральной Азии есть все возможности и ресурсы, чтобы противостоять различным угрозам и вызовам, но только нет политической воли и достаточного понимания как это реализовать.
«Все упирается в то, что некоторые политики, которые себя считают ханами и диктаторами. Поэтому между лидерами стран возникают разногласия.
Кроме того, существуют различные стереотипы, что мы ничего не можем и мы бедные, однако это не так. Мы просто пока не научились современно и прогрессивно мыслить», — добавил он.
Гурас Жапаров привел в пример Казахстан, который является одним из крупнейших поставщиков зерна. Поставляет его в 53 страны мира, около 18 млн тонн зерна. Также он багат и нефтепродуктами.
А Туркменистан и Узбекистан обладают месторождениями газа. Кыргызстан и Таджикистан водными и энергитическими ресурсами.
«При этом урожайность зависит от поставок воды из Кыргызстана. То есть все экономические рычаги у пяти стран региона есть», — подчеркнул он.
Жапаров отметил, что странам ЦА что-то постоянно мешает. «Возможно необходимо обновление поколения руководителей, которые бы понимали суть интеграции: экономической, социальной, духовной и т.д И они наконец-то создали бы центральный региональный орган по интеграции», — подчеркнул эксперт.