Взаимоотношения между Ираном (ИРИ) и Азербайджаном далеки от дружеских. Стороны постоянно обвиняют друг друга в провокации. Как разрешить ирано-азерабйджанские противоречия и какую позицию в этом вопросе должна занимать Москва? Ответы на это вопросы постарались найти авторы и аналитики канала «Россия не Европа» Института русско-славянских исследований имени Н.Я. Данилевского.
Так, недавно президент Ильхам Алиев заявил:
«Тюркский мир, конечно же, намного шире границ национальных государств — членов Организации тюркских государств (ОТГ)… Только азербайджанцев за пределами Азербайджана проживает намного больше, чем в Азербайджане, в несколько раз больше. И конечно, их безопасность, их права, их благополучие для нас имеют важнейшее значение. Мы и дальше будем делать всё для того, чтобы оказывать помощь азербайджанцам».
Таким образом, публично было сказано, что вопросом иранских азербайджанцев будет заниматься ОТГ, другими словами – этот вопрос на контроле у Турции.
Реакция Тегерана
Иран ответил, что азербайджанцы являются одним из государствообразующих этносов Ирана и вопрос об их государственной принадлежности навсегда закрыт.
Однако, судя по всему, это не конец, а только начало раскачивания внутриполитической ситуации в Иране, в котором Баку явно принимает участие на стороне Запада и Израиля.
Вице-председатель парламента Ирана Али Никзад на заседании 13 ноября заявил: «Внук не может отрицать дедушку, поэтому заявления президента Азербайджанской Республики беспочвенны».
Депутат Альборз Хоссейни также посоветовал Алиеву читать Гюлистанский мирный договор, чтобы понимал историю страны!
«Президент Азербайджанской Республики не в состоянии делать такие высказывания о территориальной целостности соседних стран», добавил он.
«Заявления Ильхама Алиева нереальны, если бы Гюлистанский мирный договор не было реализовано, Азербайджанская Республика была бы частью Ирана и он не стал бы президентом этой страны.
МИД и парламент Ирана должны реагировать на такие высказывания, потому что региону больше чем когда-либо нужен мир», отметил представитель иранского парламента».
Нардеп Тебриз Мохаммадреза Мир-Таджедини также прокомментировал заявления Алиева, отметив, что он садится не в свои сани.
Представитель министерства иностранных дел Ирана Насер Канани заявил: «Никто не должен интерпретировать терпение Ирана как слабость. История стран региона ясна и красноречива и ее нельзя искажать, а историю лучше изучать.
Наша политика по отношению к нашим соседям заключается в добрососедстве и сохранении братских связей между Ираном и его соседями, особенно с народом Азербайджана.
Мы подчеркиваем, чтобы управлять нашими позициями. Декларирование позиций за платформами и в контексте СМИ по поводу двух стран, являющихся приграничными соседями, не помогает. Мы можем разговаривать друг с другом в дипломатических рамках».
Сценарий американцев
Американский Центр стратегических и международных исследований опубликовал сценарий, согласно которому США могут высадить десант на территории одной из этнических провинций Ирана, объявить там о создании нового правительства и инициировать гражданскую войну в стране.
Данный вариант возможен при условии дестабилизации обстановки в стране, к чему сейчас толкают Тегеран определённые силы. В узком смысле многие действия Запада направлены на ограничение влияния Ирана в Закавказье.
Баку, поставляющему оружие Украине, и сотрудничающему с Израилем и Западом, в этих планах отведено не последнее место.
И нашим и вашим — помощь Баку Украине
Они напоминают, что Между Россией и Азербайджаном назревает серьезное обострение отношений. Ряд российских Telegram-каналов (TG) сообщил о поставках Азербайджаном Украине высокоточных управляемых авиабомб QFAB-250 LG.
Эта осколочно-фугасная бомба с лазерным прицелом и весом 250 кг разработана НИИ минобороны и турецкой компанией ASELSAN и впервые представлена в 2019 году, то есть является одной из новейших в своем классе.
Трансбалканский трубопровод
Азербайджан уже сегодня готов обеспечить ЕС газом через Трансбалканский трубопровод. Для увеличения объёма поставок на европейский рынок необходимо подписать транзитное соглашение с Турцией.
Надо думать, Анкара не упустит такой шанс: с одной стороны, есть дополнительная возможность оказывать давление на ЕС, а с другой – ещё теснее привязать к себе Азербайджан.
Алиев отметил, что можно не теряя времени задействовать магистраль, учитывая открытие в конце концов интерконнектора между Грецией и Болгарией. Пропускная способность Трансбалканского трубопровода составляет 3 млрд кубометров.
По его словам, переговоры с Турцией о транзитном соглашении продолжаются и занимают больше времени, чем ожидалось. «Если мы не достигнем его по каким-то причинам, то все наши планы, связанные с поставкой дополнительных объемов газа в Турцию и Европу, окажутся под угрозой», – заявил он.
Трансбалканский трубопровод проходит по территории Украины, Молдавии, Болгарии, Республики и Турции. Он используется для массового потребления газа на Балканах.
Министры иностранных дел и транспорта Казахстана, Азербайджана, Грузии и Турции согласовали принципы работы Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ) на ближайшие пять лет. Создание ТМТМ также не интересах России и Ирана.
Что может предпринять Кремль?
По меннию авторов, первым вариантом разрешения ситуации для России могло бы стать укрепления отношений с Баку, которые пока остаются дружескими. Однако разрешить ирано-азербайджанские противоречия это не поможет. Да и оторвать Азербайджан от Турции не получится.
Заключив же союз с Анкарой и Баку, Москва не получит помощи в противостоянии с Западом, но этот союз разрушит наше партнёрство с Тегераном и Ереваном, по крайней мере, способствовать ему уж точно не будет.
России необходимо сотрудничать и с Арменией, и с Азербайджаном, но только без участия Турции. Кавказские республики должны быть заинтересованы в партнёрстве с нами больше, чем с любой третьей стороной, прежде всего с Турцией с её великодержавными амбициями.
Создание о си Москва-Тегеран-Ереван как ответ турецкому «партнёру»
Пока же, для того чтобы создать противовес турецкой активности, необходимо тесное сотрудничество России с Ираном и Арменией.
Поскольку каждое из этих государств представляет собой страну-цивилизацию, наше сотрудничество поставит серьёзный заслон на пути создания «Великого Турана», что важно не только в контексте обеспечения контроля России над постсоветским пространством, но и для сохранения стабильности в тюркоязычных регионах России.
Немаловажно, что, в отличие от турецких «партнёров», ни Иран, ни Армения не могут претендовать на «особое» положение в этих регионах даже теоретически. Кроме того, вступление России в ОТГ поможет теснее сотрудничать с Азербайджаном и ориентировать его политику в нужном нам направлении.
К слову, это далеко не первый конфликт такого рода между двумя странами. Баку регулярно обвиняет Тегеран в шпионской деятельности, тогда как Иран утверждает, что Баку намерено провоцирует волнения в иранской тюркоязычной провинции Северный Азербайджан.